logo
"Азовское взятие" глазами донских казаков

Заключение: итоги и выводы

В завершение работы необходимо подвести итоги всему исследованию. Начну с резюмирования по историографическому обзору. В первых исследованиях, проблеме Азовского сидения уделялось мало внимания; в более поздний период начинается её рассмотрение, однако оно сводится к описанию обороны по Поэтической повести, мало внимания уделяется причинам события. Поскольку более поздний автор, как правило, опирался на более раннего, практически не возникло никаких споров в научной литературе, исключение составители только О.Ю.Куц и Н.А.Мининков, которые расходились очень узких вопросах.

Теперь обратимся к выводам, к которым мы приходили при написании глав.

1) Служба для казаков - это защита Московского государства и православия от мира мусульманского, инородного. В первую очередь служба выражена в покорности единственному могущественному православному царю и исполнении его высочайшей царской воли. Казаки также хотят защитить православных людей, православные святыни от «надругательства» над ними «нечестивых бусурман». В данную задачу, несомненно входит и устремление захватить Константинополь и Иерусалим, чтобы смерть христиан была отомщена. Что касается казачьих земель, то они скорее всего не относятся к землям Московского государства и имеют особый статус в глазах казаков.

2) В религиозном православном мире казаки себя ощущают полностью причастными к делам православного Московского государства и действуют в рамках его задач. Казаки находятся на границе мира православного и мира мусульманского, причем последний у них вызывает полное отторжение. Неприязнь казаками даже не ценностей мусульманства, а модели поведения Турции как мусульманского государства вызвана именно агрессивным характером внешней политики Османской империи. Агрессия Турции сталкивается с жестокостью и напорством казаков. Но для казаков своя агрессия оказывается необходимой для выполнения их миссии, а агрессия турок не вписывается в «свод норм» казачьей морали. Поэтому казаки, находясь на границе двух миров, православного и мусульманского, желают восстановить справедливость, отомстить за Византийскую империю.

3) Весь текст пронизан различными замыслами казаков. Во-первых, конечно, это намерение вернуть Царьград и Иерусалим. Конечно, это желание скорее утопическое и вряд ли казаки рассчитывали на его реальную реализацию. Важнейшим отрезком текста является заключительная часть, где поднимается тема монастыря. Возникновение этой идеи не представляется случайным, поскольку казаки были людьми глубоко религиозными. Мне этот абзац представляется весьма метафоричным. Казаки уже являлись «монастырем», им не нужно было его создавать. Важно другое - они хотели, чтобы Москва расценивала их как монастырские, а не государственные земли, оставила их в покое.

Список использованных источников и литературы

Источники

1. Поэтическая повесть об Азовском осадном сидении донских казаков // Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949. С. 59 - 81.

Литература

2. Сухоруков В. Д. Историческое описание земли Войска Донского. 2 изд. Новочеркасск, 1903.

3. Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М., 1948.

4. Лунин Б. В. Азовская эпопея 1637 - 1641 годов: взятие казаками Азова в 1637 г. и Азовское осадное сидение 1641 г. Ростов н/Д., 1988.

5. Лунин Б. В. Азовское сидение. Страницы из истории донского казачества. Ростов н/Д., 1939.

6. Куц О. Ю. Донское казачество в период от взятия Азова до вступления С. Разина (1637 - 1667 гг.). СПб.,2009.

7. Мининков Н. А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 года). Ростов н/Д., 1998.

8. Орлов А. С. Сказочные повести об Азове. «История» 7135: Исследование и текст. Варшава, 1906. С. 22 - 23.

9. Робинсон А. Н. Повести об азовском взятии и азовском осадном сидении // Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949.

10. Робинсон А. Н. Поэтическая повесть об Азове и политическая борьба донских казаков в 1642 году // ТОДРЛ. М., 1948. Т. 6. С. 24 - 59.