Александр І. Крестьянский вопрос

курсовая работа

ГЛАВА 3. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС ПОСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812

После победы над Наполеоном либеральные настроения в России возобновились с новой силой. Ключевский пишет, что «внешние дела 1812 - 1815 гг. оказали могущественное влияние на ход дел внутренних; можно даже сказать, что редко когда внешняя политика так изменяла направление внутренней жизни в России; может быть, это произошло оттого, что Россия редко переживала такие события, какие испытала в те годы» Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005. С.781.. Общественный подъем в обществе, между тем, встретился со все более и более крепшими консервативными тенденциями в правительстве. «Пережитые события, - пишет Ключевский, - поселили в правительстве чувство утомления, охлаждения к энергичной внутренней деятельности, даже некоторое разочарование в прежних политических идеалах; к тому же ход важнейших событий поставил его в упорную борьбу с последствиями французской революции, волей или неволей сделал его представителем консерватизма в международных отношениях, восстановителем и охранителем законного порядка, основанного на предании старины. Это охранительное направление из внешней политики необходимо переносилось и на внутреннюю… Как бы отвечая на изменившееся положение дел, правительство слабо продолжало деятельность прежнего направления; да и эта ослабленная деятельность сосредоточивалась не на коренных областях России, а на окраинах, находящихся ближе к Западной Европе» Там же. .

Вместе с тем, некоторые шаги императора внушали надежду на возвращение к курсу начала его царствования. Дарование конституции польским землям и, особенно, освобождение крестьян в западных (Прибалтийских) землях, давали основание рассчитывать на то, что подобные меры будут приняты и в России.

Дворянство Эстляндии еще в 1811 году обратилось к правительству с предложением об освобождении своих крестьян от крепостной зависимости. В результате была образована комиссия, призванная выработать положение о выходивших на волю крестьянах. Деятельность комиссии была прервана войной, а в 1814 году ее деятельность возобновилась. Результатом работы комиссии стало Положение об остзейских крестьянах, утвержденное в 1816 году. Тут же встал вопрос об освобождении крестьян в Курляндии и Лифляндии; положения об освобождении крестьян в этих землях были утверждены в 1817и 1819 годах.

Положения 1816, 1817 и 1819 годов строились на одинаковых началах. Крестьянам была дарована личная свобода, однако, эта свобода сопровождалась запретом на переселение в другие губернии и приписывания освобожденных крестьян к городским обществам. По действовавшему до этого в остзейских губерниях шведскому уставу, крепостным остзейским крестьянам разрешалось наследственно пользоваться своими участками, при этом землевладелец не мог отнять эти участки. Новое положение изменило этот порядок. Определенная часть земли, принадлежащая помещику, должна была находиться в постоянном пользовании крестьян, при этом каждый отдельный участок помещик по добровольному соглашению отдавал крестьянину на оговоренный срок в аренду. Получалось, что каждый помещик имел право прогнать своего крестьянина с участка, заменив согнанного другим. Помещичью землю разделили на две половины: одной половиной помещик пользовался сам, другую обязательно передавал крестьянам в аренду; при этом условия соглашения фактически отдавались на откуп землевладельцам. Как справедливо отметил Ключевский, «остзейские крестьяне освобождены были от личной зависимости, но без земли и в поземельных отношениях предоставлены были усмотрению произвола землевладельцев… Смысл остзейской эмансипации был таков: землевладелец удерживал над крестьянином всю прежнюю власть, но по закону освобождался от всех обязанностей по отношению к крестьянам». Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005. С.781.

Освобождение остзейских крестьян, с одной стороны, вселяло надежду на освобождение крестьян и в других районах империи, но в то же время, было нежелательным примером для проведения крестьянских реформ в дальнейшем.

Ключевский пишет, что «благомыслящие и знакомые с положением дела люди думали, что лучше не возбуждать вопроса об освобождении крестьян, чем разрешать его по-остзейски» Там же. .

По поручению правительства было разработано несколько проектов, большинство из них основывалось на идее безземельного освобождения крестьян, были и такие, которые предусматривали освобождение с землей.

Один из проектов был предложен Н.С. Мордвиновым, которого Леонтович называет «одним из самых значительных представителей либерализма в России» Леонтович В.В. История либерализма в России, 1762 - 1914; Пер. с нем.: Иловайская И.. -- М. : Рус. путь: Полиграфресурсы, 1995. С.169., Ключевский назвал «либеральным и талантливым государственным дельцом» Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII - первой половине XIX века.:С-Пб. Типография Товарищества «Общественная Польза», 1888., С. 401, а Семевский охарактеризовал его как «человека честного, пользовавшегося общим уважением и представлявшего собой смесь консерватора с либералом на английский манер» Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005. С.781.. Как пишет историк, Мордвинов был либералом в политическом отношении и консерватором в самом главном социальном вопросе, который предстояло решить России - в вопросе освобождения крепостных крестьян. Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII - первой половине XIX века.:С-Пб. Типография Товарищества «Общественная Польза», 1888., С. 401 Еще один проект предложил граф Аракчеев, «нелиберальный и неталантливый делец, имя которого стало одним из самых ненавистных имен в России» Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005. С.782.. По мнению Ключевского, предложенные ими проекты «по качеству своему были обратно пропорциональными умам и талантам обоих дельцов» Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005. С.782.

Мордвинов предложил выкупать личную свободу крестьянам, но вся земля должна была остаться во владении помещиков. Сумма выкупа личной свободы по проекту Мордвинова должна была зависеть от возраста крепостного: за детей от 9 - 10 лет - 100 руб.; за работника 30 - 40 лет - максимальные 2 тыс.; за работника 40 - 50 лет - уже меньше и т.д. по мере работоспособности. Мордвинов не указал, полагалось ли взыскание означенной суммы только за крепостных мужского пола или, как человек просвещенный, он не захотел и женщин лишить права внести за свою свободу от 100 до 2,000 рублей серебром. Вероятно, он предусматривал и последнее, так как вообще утверждал, что «цена должна быть ближе к высокой, нежели к низкой» для возбуждения трудолюбия, результатом которого будет богатство и благосостояние народа» Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII - первой половине XIX века.:С-Пб. Типография Товарищества «Общественная Польза», 1888., С. 401 .

Мордвинов ожидал от предлагаемых им мер наилучших результатов; считая, что «такое мирное прехождение из зависимого состояния в свободное никакому другому сословию не навлечет неприятностей и потерь... Крестьяне получат свободу (правда, без земли), помещики останутся полными владетелями земель своих и с денежным еще капиталом». Благосостояние России зависело, по мнению автора, от патриархального управления народа помещиками: «Если наши крестьяне освободятся от власти помещика, -- говорил он, -- то они попадут в зависимость от деревенского кулака, выгоды которого будут тем больше, чем беднее его соседи, как это и бывает в казенных селениях, между тем как для помещика выгодно, чтобы его крестьяне были богаты». Там же.

Ключевский же считал, что менее практический и более несправедливый проект, чем предложенный Мордвиновым, трудно было бы придумать, так как в основном выкупить свободу в таком случае могли бы только сельские кулаки и зажиточные крестьяне. Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005. С.782

В 1818 году император поручил Аракчееву составить проект освобождения помещичьих крестьян с условием, чтобы этот проект «не заключал в себе никаких мер, стеснительных для помещиков, и, особенно, чтобы меры эти не представляли ничего насильственного со стороны правительства, напротив, чтобы они сопряжены были с выгодами помещиков и возбудили бы в них самих желание содействовать правительству в уничтожении крепостного состояния, сообразно духу времени и успехам образованности для будущего спокойствия самих владельцев крепостных людей». Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII - первой половине XIX века.:С-Пб. Типография Товарищества «Общественная Польза», 1888., С 437

Согласно проекту за подписью Аракчеева (Ключевский сомневается в его авторстве) предполагалось провести освобождение крестьян под руководством правительства. Государство должно было постепенно покупать крестьян у помещиков с землей, каждому крестьянину полагалось две десятины на человека. Цены на крестьян и на землю определялись соглашением в зависимости от местности. Средства на выкуп крестьян с землей, а их ежегодно потребовалось бы около 5 миллионов рублей Там же. С. 438., предлагалось брать «посредством отчисления известной суммы из питейного дохода» Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005. С.783 , либо же выпускать 5-процентные облигации государственного казначейства.

Этот проект, как и хотел император, предусматривал большие выгоды для помещиков - землевладельцев. Например, для землевладельцев, очень пострадавших в войну, появлялась возможность освобождения от долгов посредством такого освобождения крепостных, у них появлялся оборотный капитал, и при этом они не лишались рабочей силы, так как крестьянам, получившим столь малый надел, ничего не оставалось, как брать помещичьи земли в аренду.

Этот проект имел много недостатков, в нем было «мало доброжелательства к крестьянам» Ключевский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005. С.782 , однако, он был достаточно взвешенным и вполне осуществимым. Более того, Семевский считает, что «эти предложения Аракчеева были бы осуществлены, если бы этому не помешали «политические обстоятельства» и возникшие тогда смуты в некоторых государствах Южной Европы, а особенно, если бы история семеновского полка не произвела резкого изменениях в мыслях и намерениях государя» Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII - первой половине XIX века.:С-Пб. Типография Товарищества «Общественная Польза», 1888., С 438

А. Малиновский предложил свой вариант решения крестьянского вопроса, позаимствованный из идей, ходивших во времена Екатерины II - всех вновь рожденных детей крепостных с установленного года считать свободными.

Еще один проект был предложен «дельцом без цвета, которого нельзя было назвать ни консерватором, ни либералом» Там же. - будущим министром финансов Канкриным. Канкрин в своих взглядах по крестьянскому вопросу был «скорее немцем, чем русским» Там же. , он выступал ярым противником безземельного освобождения крестьян, которое вслед за Прибалтикой могло грозить и России. Его проект, переданный императору через графа Нессельроде, предполагал медленный выкуп у помещиков земли в достаточном для крестьян размере в течение 60 лет. Завершить выкуп предполагалось к 1880 г..

Примерно в это же время появляется и записка смоленского помещика Якушкина, будущего декабриста, в которой он советует другим и со своей стороны выражает готовность бесплатного освобождения крестьян, выделив им их усадьбы с усадебной землей и общим выгоном. Остальная земля оставалась у помещика и обрабатывалась отпущенными на волю крестьянами по взаимной договоренности. Таким образом должны были быть обеспечены личная свобода и собственность крестьян, а между землевладельцами и крестьянами установятся отношения, по мнению автора, «равно выгодные для обеих сторон: помещик будет получать тот же оброк, но только в другом виде; вольные, уверенные в своей собственности и в своей личной свободе, будут работать прилежнее, приобретут более и, следственно, смогут платить более» Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII - первой половине XIX века.:С-Пб. Типография Товарищества «Общественная Польза», 1888., С 439 .

Мы привели лишь несколько различных проектов, на самом деле их было гораздо больше, что было связано с высказанной Александром мыслью вернуться к решению крестьянского вопроса. Сравнивая различные проекты по крестьянскому вопросу, высказанные при Екатерине II и Александре I, можно увидеть, что многие меры, которые встречаются в проектах александровского времени можно обнаружить в проектах и сочинениях екатерининской поры, но они стали предъявляться более решительно и большим количеством лиц. Так, например, звучавшие уже при Екатерине пожелания запретить продажу людей порознь заменяются решительными требованиями о запрещении всякого отчуждения людей без земли; предложения запретить превращение крестьян в дворовых и лишить помещиков права наказывать крепостных без суда, которые встречались в екатерининскую эпоху достаточно редко, теперь регулярно звучат в предложениях сторонников ограничения крепостного права.

Таким образом, как отмечает Семевский, «известный прогресс в этом деле несомненно есть, в интеллигенции видно более интереса к крестьянскому вопросу: в вольное экономическое общество поступало не мало русских мнений на заданные темы, касающиеся барщинного труда; сочинения и статьи, обсуждающие изменение быта крестьян, вызывают горячую полемику, как рукописную, так и в печати; петербургские дворяне выражают желание изменить положение своих крестьян; наконец, является мысль учредить общество с целью освободить крепостных» Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII - первой половине XIX века.:С-Пб. Типография Товарищества «Общественная Польза», 1888., С 437. Но все это оказывается напрасным, и вместо ожидаемого освобождения над Россией нависла мрачная тень Аракчеева с его военными поселениями.

Под предлогом менее обременительного содержания армии царское правительство создавало так называемые военные поселения. Множество сел и деревень превращались в военные поселения. Крестьяне, проживавшие там, обрекались на пожизненную службу. Но, кроме военной службы, они по - прежнему должны были заниматься земледелием и добывать себе пропитание. Там властвовали поистине драконовские законы.

Ответом на усиливавшуюся реакцию конца Александрова царствования стали тайные организации, которые позже вошли в историю как общества декабристов. Сначала «Союз спасения», затем «Союз благоденствия», «Общество истинных и верных сынов отечества», Северное и Южное общества. Входившие в эти общества дворяне, офицеры, просвещеннейшие люди своего времени были объединены общей целью - улучшением общественного и государственного устройства России. Уже на следствии Сергей Трубецкой говорил: «Поводом для образования тайных политических обществ была лишь любовь к отечеству…» Иосифова Б. Декабристы. - М.: Изд.-во Прогресс. 1983. С. 13

А Бестужев - Марлинский, находясь в заточении в Петропавловской крепости писал: «Но вот Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России. Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первыми разнесли ропот в классе народа. «Мы проливали кровь, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, нас опять тиранят господа». Иосифова Б. Декабристы. - М.: Изд.-во Прогресс. 1983, С.13

И Северное, и Южное общество декабристов имели свои программы, в которых излагался взгляд на переустройство России. Не могли оставить в стороне декабристы и крестьянский вопрос. Проект конституции Муравьева («Северное общество») осуждал крепостное право и объявлял о его отмене. В нем предлагалось отменить все сословные различия, военные поселения; провозглашалось равенство всех граждан перед законом. Павел Пестель, автор «Русской правды» - программного документа Южного общества, ратует за полную свободу крестьян. Он затрагивает самые основные интересы дворянства: считает необходимым лишить его не только дворянских привилегий, но и значительной части земли!

Пестель прекрасно понимал, что политическая сила дворянства и императорской власти зиждется на крепостном праве и собственности на землю, предлагая ослабить экономическую мощь дворянства, он тем самым призывает к подрыву его политической роли. Основной задачей Временного правительства в видимой им будущей революционной России, он называет сокращение крупных землевладений, принадлежащих помещикам, и раздачу земель крестьянству.

Делись добром ;)