logo
Законодательство "Нового курса" Ф. Рузвельта

2. Основные положения программы «Нового Курса»

Реализация развернутой программы Рузвельта по выходу из кризиса, началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Содержанием «нового курса» стало проведение финансовой и банковской, промышленной, сельскохозяйственной, социальной, судебной, административной реформ.

Первым и самым не терпящим отлагательств направлением стало установление государственного контроля за финансовой (в частности банковской) сферой. Толчком стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., когда вкладчики спешно и панически изъяли из банков более 500 млн. долл. вкладов, в результате чего многие банки оказались неплатежеспособными. Правительство установило жесткие ограничения банковской деятельности. Было проведено реформирование Федеральной резервной системы. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара.

Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблемам восстановления промышленности и ликвидации безработицы. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение -- Национальную администрацию восстановления (National Recovery Administration, NRA). Вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась специальными нормативными актами - кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т.д. Был организован Фонд общественных работ для помощи тем, кто оказался безработным. Государство фактически взяло под свой контроль крупнейшие предприятия. В результате за первый год реализации программы «Нового курса» совокупный объем производства в США увеличился на 45%. Однако в мае 1935 г. деятельность NRA была признана неконституционной и запрещена решением Верховного суда. По мнению американского экономиста Ричарда Эблинга Ричард Эблинг (англ. Richard M. Ebeling; р. 1950, Нью-Йорк) -- американский экономист и писатель, исповедующий либертарианские взгляды (выступает за умаление роли государства в пользу индивидуального суверенитета в условиях свободного рынка) / Википедия, эта мера предотвратила окончательное превращение американской экономической системы в плановую, а государства - в корпоративное.

Для стабилизации положения в сельском хозяйстве была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, призванная сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров - и крупных, и мелких, с выплатой компенсации за необработанные земли. Сокращение посевных площадей сопровождалось уничтожением уже готовой продукции, миллионов голов скота. Поощрялся экспорт пшеницы и хлопка. Устанавливались и поддерживались государственные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Государство установило основные параметры трудового права. Произошла легализация профсоюзной деятельности - работающим гражданам было предоставлено право на объединение в профессиональные союзы, которые выступали посредниками в социально-трудовых отношениях. Устанавливалась федеральная система социального страхования. Вводились (впервые в США) пособия по безработице и пенсии по старости. Пенсии и пособия были федеральными, т. е. коснулись основной массы населения страны. Они устанавливались за счет специальных налогов: пенсии - за счет налогов с предпринимателей и служащих, пособия - с налогов на фонд заработной платы.

Нельзя не упомянуть и о судебной реформе, которую пытался провести Рузвельт. В истории отношения Верховного суда к законодательству «Нового курса» можно выделить три этапа: 1933 - 1934 гг. - выжидание, 1935 - 1936 гг. - лихорадочная активность по ликвидации ряда важнейших законов, с 1937 г. - вынужденное санкционирование основного социального законодательства. 5 февраля 1937 г. Ф. Рузвельт выступил с планом судебной реформы. Формально его предложение сводилось к тому, чтобы президент имел право расширить состав федерального судебного корпуса за счет назначения новых судей в тех случаях, когда судьи, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию. При этом Верховный суд ни при каких условиях не должен иметь в своем составе свыше 15 человек. Но Рузвельт не сумел добиться принятия закона о судебной реформе. Немалое значение в этом имело и изменение линии поведения самого Верховного суда во время массовой кампании за судебную реформу. Борьба вокруг судебной реформы была одной из наиболее острых и шумных политических кампаний в годы «Нового курса».

Успешное дальнейшее проведение в жизнь своего курса Рузвельт видел и в осуществлении административной реформы, предусматривающей создание новых министерств, специального Исполнительного управления президента и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ведомств и агентств.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано Исполнительное управление Президента США (англ. Executive Office of the President, EOP), в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Провозглашенный «Новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть - на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики. Рузвельт добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на «оздоровление» промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно-денежной системы. В этих законодательных актах воплотились основные реформы, поведенные Рузвельтом для вывода американской экономики из кризиса. Рассмотрим основные законодательные акты и последствия их реализации.