logo
Заселение Башкортостана

2. История заселения территории современного Башкортостана

Территория современного Башкортостана была заселена еще с эпохи палеолита (каменного века). Об этом свидетельствуют следы пребывания человека в пещерах Южного Урала, стоянки по берегам рек и озер.

Наиболее ценным памятником эпохи палеолита является пещера Шульган-Таш. Шульган-Таш (Капова) -- одна из крупнейших пещер Южного Урала. Она расположена на правом берегу реки Агидель (Белой), на территории Башкирского государственного заповедника в Бурзянском районе. Она трехъярусна, с крупными гротами и широкими проходами; имеет общую протяженность свыше 2 км. В галереях и залах Шульган-Таш, расположенных на разных уровнях, сформирован внутренний пещерный микроклимат. Каждому ярусу свойствен собственный режим температуры, влажности и циркуляции воздуха. Через пещеру протекает подземная речка Шульган, исток которой находится в 12 км к северу от входа. На расстоянии двух километров км от Шульган-Таш эта речка с большим шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в нее, образуя небольшое озеро диаметром три метра. Впервые Шульган-Таш описал П.И.Рычков в XVIII в. В 1954 г. зоологом А.В. Рюминым в нем были обнаружены настенные рисунки палеолитического возраста.

В 1960-71 гг. изображения в пещере изучены археологом О.Л.Бадером. Им найдено около 30 рисунков (мамонты, носороги, дикие лошади и др.). Длина фигур от 44 до 122 см. Они выполнены красной охрой, растворенной в животном жире.

Эти рисунки, выполненные охрой, по манере и технике исполнения имеют аналоги в святилищах Испании и Франции. По мнению ученых, пещера Шульган-Таш также была святилищем древних уральских племен. Она и сегодня считается священным, целебным местом у башкир. Поэтому башкиры близлежащих районов приезжают сюда в поисках здоровья, счастья, удачи. Они обмазываются грязью из пещеры, умываются водой из речки Шульган, проводят медитацию, приносят курбан в виде монет и ниток из одежды. Приезжающие издалека остаются на несколько дней у пещеры. Считается, что трижды побывавший в пещере избавляется от многих болезней и неудач.

С пещерой Шульган-Таш у башкир связано множество преданий. Согласно одной башкирской легенде, со дна озера Шульган вышли табуны лошадей и других животных. Исходя из изложенных фактов, ученые считают башкир потомками тех древних племен, создавших рисунки в пещере Шульган-Таш.

Бронзовый век

В конце Ш тысячелетия до н. э. племена Южного Урала вступили в бронзовый век. В этот период они стали изготавливать бронзовые орудия труда, вооружения, украшения. Все это способствовало развитию в крае земледелия и скотоводства, крепостей и городищ, торговли и обмена, новых обычаев и обрядов, народных знаний и культуры. Ярким памятником данной эпохи является город-крепость Аркаим, расположенный на территории исторического Башкортостана. В последние годы археологами республики в районе Сибая, Баймака обнаружено еще пять памятников аркаимского типа.

Аркаим был обнаружен весной 1987 г.

Несмотря на то, что Аркаим имеет почтенный возраст -- существовал он 3600-3700 лет тому назад -- основные контуры поселения хорошо просматриваются на современной степной поверхности. С высоты птичьего полета видны оборонительные стены, развалины жилищ, центральная площадь и четыре входа, среди которых выделяется главный, обращенный на юго-запад. Хорошая сохранность была причиной того, что этот объект воспринимался как более позднее сооружение.

В результате раскопок обнаружилось, что Аркаим -- это город-крепость, город-мастерская, где производилась бронза; это город-храм и обсерватория, где велись сложные астрономические наблюдения. Четкость городской планировки, наличие элементов значимых астрономических ориентиров позволяет проводить аналогию между Аркаимом и всемирно известной древней астрономической обсерваторией Стоунхендж в Великобритании и сооружениями Роджемхими на Ближнем Востоке. Аркаим постепенно начинают признавать одним из центров мировой культуры. Высказано предположение, что здесь находится родина Заратустры (Зороастра) -- одного из легендарных деятелей человечества.

Предполагается, что около 4000 лет назад, когда был заложен Аркаим, экологические условия края были относительно благоприятными. А потом, по мнению ученых, уменьшилась продуктивность пастбищ, оскудели и засолились грунтовые и поверхностные воды, высохли и погибли леса, наступил экологический кризис. В это же время произошел взрыв вулкана Санторин. Необычные атмосферные явления, вызванные извержением вулкана, могли послужить устрашающими знамениями для древних людей и способствовать их уходу с Южного Урала.

Аркаимцы, как свидетельствуют раскопки, покинули свой город организованно. Город был подожжен с нескольких сторон. Были собраны и вынесены за пределы стен все нужные вещи, в жилищах и на площади чисто, отсутствуют признаки паники.

Раскопки Аркаима содержат ценные материалы о религиозных представлениях и культовой практике древних племен Южного Урала. Аркаимцы хоронили покойников в скорченном положении на левом или правом боку. Ориентация погребенных разнообразна. Вместе с умершим закапывали вещи, в основном бытового, но иногда и ритуального обихода, что указывает на существование у древних представлений об "ином", но подобном земному мире, ожидающем нас после смерти. В состав погребального инвентаря обязательно входят изделия из бронзы (ножи, топоры-тесла, предметы вооружения, костяные и каменные наконечники стрел, гарпуны, украшения). К сожалению, большинство могильных ям аркаимского некрополя еще в древности ограблено.

Судя по раскопкам, аркаимцы в каждую могильную яму помещали сосуды с пищей. Уже после захоронения во время поминальных обрядов глиняные сосуды с едой ставили у края могилы, вырывая для них небольшие ямки. Кроме этого, в любом детском и подростковом захоронении есть останки одного-двух баранов или телят. В погребениях взрослых чаще всего встречаются скелеты лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.

Значительное количество мясных, растительных и молочных продуктов аркаимцы тратили во время строительных культовых обрядов. Остатки их археологи называют "строительными жертвами". Кстати, строительный обряд "Нигез буткаhы" ("Каша фундамента") сохранился и у башкир.

Интересны обряды, связанные с божеством Воды и Огня. В ряде домов на дне колодцев Аркаима обнаружены побывавшие в огне копыта, лопатки и нижние челюсти лошадей и коров. Челюсти расположены по кругу вдоль стенок колодца и закреплены вбитыми в грунт березовыми колышками. Рядом с колодцами находились металлургические печи. При этом поддувало печей было связано с колодцем с помощью специального воздуходувного канала, устроенного в грунте:

Эксперимент показал, что печь, совмещенная с колодцем, способна давать температуру, необходимую не только для расплава бронзы, но и для выплавки меди из руды.

Интересно отметить, что в башкирском эпосе "Урал-батыр" царь Катил каждый год приносил в жертву воде девушек, огню -- юношей. Причем девушек бросали в озеро и, как аркаимцы, в колодец.

Эти и другие факты свидетельствуют о том, что в формировании протобашкир участвовали потомки и аркаимских племен.

Железный век

Наиболее ценными памятниками железного века являются "царские курганы", один из которых найден башкирскими археологами близ деревни Филипповка Оренбургской области, на территории исторического Башкортостана.

Курган очень богат. В нем обнаружено около 700 предметов, не считая мелких бляшек, пронизок, бусинок. Большинство вещей изготовлено из золота, почти все выполнено в зверином стиле. По мнению археологов, курган являлся усыпальницей знатной семьи. Глава семьи был вождем племени или союза племен.

Челябинские археологи считают, что племена, оставившие Филипповский курган, являются сарматами. Некоторые башкирские исследователи допускают тюркское происхождение данных племен, так как часть сарматов была тюркоязычной. В любом случае, по мнению археологов, сарматские курганы имеют непосредственное отношение к древним предкам башкир.

Существует точка зрения, согласно которой племена степного Южного Урала раннежелезного века, к которым восходят древнейшие этапы этногенеза башкирского народа, говорили на древнетюркском языке. В одном из сакских курганов Казахстана (4 в. до н. э.) обнаружен серебряный кувшин с тюркской рунической надписью, что бесспорно свидетельствует о том, что сако-массагетские племена говорили на одном из тюркских языков. Новейшими исследованиями установлено, что к раннежелезному веку восходит героический эпос башкирского народа "Урал-Батыр", где имя одного из персонажей Яик-Батыр совпадает с именем народа даи-даих (V в. до н.э.). Этим именем впоследствии народ назвал главную реку Южного Урала -- Яик (современный Урал). Все это говорит о том, что кочевое население Южного Урала XVIII -- I вв. до н. э. принимало активное участие в этногенезе башкир. В начале нашей эры на территории Башкортостана появляются кочевые гуннские племена. В V-VIII вв. на Южном Урале сложились и развивались бахмутинские, турбаслинские и кушнаренковские племена.

Таким образом, территория Башкортостана с древнейших времен входила в зону активного контакта оседлых охотничье-земледельческих и кочевых скотоводческих племен, многие из которых имели корни в местных культурах. В этническом плане население Башкортостана в I тысячелетии (до VIII в.) было не однородным. Здесь обитали ираноязычные, тюркоязычные и угро-финнско-самодийского происхождения племена, которые приняли участие в формировании башкирского этноса.