logo
Земская реформа XIX века

2.1. Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы

Потребность в создании органов местного самоуправления вполне назрела, как выше показано, еще до отмены крепо-стного права. Но при его сохранении осуществление земской реформы было невозможно. Более 20 миллионов крепостных, лишенных гражданских прав, не могли принимать участие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосред-ственно касающихся их быта. Все государственные, централь-ные и местные учреждения покоились на основе крепостного права и были проникнуты сословным, крепостническим духом. В тех условиях, в которых жило крепостное население Рос-сии, даже ограниченное самоуправление было немыслимо.

С отменой крепостного права разрушался фундамент старого здания царской администрации. Третья часть населения России получала известные гражданские права, могла более легко вступать в буржуазные отношения, приобретала непо-средственный интерес к местным хозяйственным делам. Есте-ственно, что она должна была получить хотя бы некоторое право голоса в этих делах. Дальнейшее существование сословных учреждений местного управления теряло всякий смысл.

Таким образом, только отмена крепостного права обеспе-чила возможность проведения земской реформы и она же опре-делила безотлагательную необходимость этой реформы.

Непосредственная связь крестьянской реформы с рефор-мой местного управления сознавалась и в правительственных кругах. Но от сознания необходимости преобразования местного управления до его осуществления, было ещё далеко. Правительство не торопилось вводить земское, выборное от всех со-словий самоуправление. На первых порах оно ограничилось образованием крестьянских учреждений. Они были призваны для того, чтобы, создав видимость самостоятельного сельского управления, усилить зависимость крестьян от местной админи-страции и обеспечить исправное исполнение повинностей в пользу помещиков и государства. Для этого были образованы сельские и волостные сходы, на которых избирались: сельский староста, сборщик податей, волостное правление, волостной старшина и волостной суд. Вопросы, которыми они занима-лись, касались, главным образом, отбывания всякого рода повинностей, раскладки и сбора податей. Это были сословные учреждения, созданные правительством с фискальной целью. Ограниченные в своей компетенции крестьянские учреждения находились в полной зависимости от местной администрации и полиции.

Создавая так называемые мировые учреждения, самодер-жавие стремилось обеспечить «спокойное» проведение в жизнь крестьянской реформы в интересах государства и помещиков. Мировые посредники должны были содействовать подписанию уставных грамот между помещиками и крестьянами. Это была их главная функция. Кроме того, в их обязанности входило утверждение в должности выборных лиц крестьянского управ-ления. Мировые посредники могли отменять постановления крестьянских сходов; они рассматривали всевозможные жа-лобы крестьян как на должностных лиц, так и на помещиков.

В своей практической деятельности мировым посредникам первого призыва пришлось столкнуться со множеством вопро-сов, касавшихся местного хозяйственного управления. Некото-рые из них содействовали устройству сельских школ, кредит-ных, ссудно-сберегательных товариществ, страхованию сель-ских строений от огня и т. д. Эти и многие другие вопросы широко обсуждались на съездах мировых посредников, по-добно тому как они ставились потом в земских собраниях. Мировые посредники отражали интересы царского самодер-жавия и помещичьего класса в целом. Но они были призваны вводить в жизнь буржуазную по ее основному содержанию реформу. Поэтому в отдельных случаях им приходилось всту-пать в столкновение с наиболее рьяными крепостниками.

В обстановке массового революционного движения начала 60-х годов мировые посредники по самому роду своей дея-тельности и условиям ее должны были лавировать, а порою для видимости и принимать сторону крестьян. Это нужно бы-ло правительству в целях «умиротворения» сельского населе-ния, отвлечения крестьян от революционных выступлений. Этот «социальный заказ» самодержавия и старались выпол-нять мировые посредники так называемого «первого призыва». Естественно, что некоторые из них навлекали на себя гнев крепостнически настроенного дворянства. Но и власти вскоре стали выражать недовольство мировыми посредниками. Изве-стная независимость их от бюрократии вызывала раздражение многих губернаторов, враждебно относившихся к осуществлению реформ.

Характеризуя отдельные проявления революционной ситуа-ции конца 50-х -- начала 60-х годов, В. И. Ленин указывал также и на «...коллективные отказы дворян -- мировых посред-ников применять такое «Положение»...» В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 27.

. Институт мировых посредников, созданный царским самодержавием для прове-дения угодной ему реформы, но более или менее самостоятель-ный в своей деятельности, лишенный бюрократического харак-тера, разрешавший вопросы местного хозяйственного значения, имел в себе элементы тех учреждений, которые были созданы позднее земской реформой. Царская бюрократия не могла примириться с существованием этого института, претендовав-шего на независимость. Мировые посредники и их съезды не могли превратиться в органы земского самоуправления. После 1863 года деятельность мировых посредников совершенно утратила былое значение.

Таким образом, отмена крепостного права, будучи важной предпосылкой создания земства, не могла автоматически привести к образованию земских учреждений. Основной и ре-шающей причиной, вызвавшей эту реформу, было революцион-ное движение в стране.

Ленин подчеркивал обусловленность всякой более или ме-нее серьезной реформы, в условиях самодержавия и капита-лизма, революционным движением. Реформу, проводимую господствующим классом, он всегда рассматривал как побочный продукт революционной борьбы.

Крестьянская реформа оказалась недостаточной уступ-кой -- она не внесла успокоения, а вызвала новый взрыв воз-мущения народа. Лишив крестьян лучшей части их земельных наделов, оставив их в сущности подчиненными помещикам, крестьянская реформа породила волну народных восстаний. Отсюда необходимость новых реформ, новых уступок.

Царское правительство не по доброй воле опубликовало закон о земских учреждениях. Для него это была вынужден-ная уступка, уступка, с помощью которой предполагалось укрепить самодержавие, уступка, вызванная революционным натиском.

В 1859 -- 1861 годах в России сложилась обстановка, кото-рую В. И. Ленин характеризовал как революционную ситуацию. В статье «Крах II Интернационала» он указы-вал на три признака, определяющие революционную ситуацию.

«I) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создаю-щий трещину, в которую прорывается недовольство и возму-щение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы „низы не хотели", а тре-буется еще, чтобы „верхи не могли" жить по-старому. 2) Обо-стрение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных клас-сов. 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, акгивности масс, в „мирную" эпоху дающих себя грабить спо-койно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстанов-кой кризиса, так и самими, «верхами», к самостоятельному историческому выступлению» В. И. Ленин. Соч., т. 21, стр. 189--190..

Все три признака были налицо в России в 1859--1861 го-дах. В работе «Гонители земства и Аннибалы либерализма» Ленин раскрыл сущность революционной ситуации, сложив-шейся тогда в России. Он указывал на оживление демократи-ческого движения в Европе, на брожение в Польше и недо-вольство царской власгью в Финляндии, на требование поли-тических реформ «всей печатью и всем дворянством», на рас-пространение по всей России «Колокола» и могучую пропо-ведь Чернышевского, «...умевшего и подцензурными статьями воспитывать настоящих революционеров», на появление про-кламаций, возбуждение крестьян, студенческие беспорядки» В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 26--27. .

Ленин обращал внимание также и на тот факт, что «самый сплоченный, самый образованный и наиболее привыкший к по-литической власти класс -- дворянство» обнаружил стремле-ние ограничить самодержавную власть.

Крестьянские массы и революционные демократы, выра-жавшие их интересы, вели самоотверженную борьбу против крепостничества, помещиков и самодержавия.

В то же время в обстановке назревавшей революционной ситуации образованные и либерально настроенные предста-вители имущих классов, враждебные революции, стали все настойчивее выражать недовольство проводимой царем поли-тикой и требовать политики более гибкой и осторожной. Уже с начала царствования Александра II в большом ко-личестве распространялись рукописные записки с критикой государственного строя и проектами преобразований. Это было одно из проявлений кризиса верхов. Недовольство охватило все дворянство и даже часть санов-ной бюрократии. Будущий министр внутренних дел, тогда курляндский губернатор, Валуев в своей «Думе русского» дал острую критику системы государственного управления, надеясь путем исправления «непорядков» сохранить и укрепить основы старого порядка. Стремление дворянства к ограничению самодержавной вла-сти нашло свое отражение в записке камергера Безобразова (1859), в записках графа Орлова-Давыдова и симбирского депутата Шидловского. Все трое высказывали требование, чтобы дворянству было предоставлено право участвовать в центральном государственном управлении. Записка Безобра-зова была написана в резком, развязном тоне и привела Александра II в бешенство. Царь испещрил записку своими гневными замечаниями, а в конце приписал: «Он вполне убе-дил меня в желании подобных ему учредить у нас олигархи-ческое правление» Татищев С.С. Император Александр II: Его жизнь и царствование. М., Чарли, Алгоритм, 1996. с. 143.. Конституционные стремления дворянства с еще большей определенностью выявились после отмены крепостного права в постановлениях дворянских собраний.

Особую ненависть возбуждала к себе царская бюрократия. В этом отношении характерна записка известного впослед-ствии русского политического эмигранта князя П. В. Долго-рукова «О внутреннем состоянии России», написанная в нояб-ре 1857 года См.: Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. М., Изд-во МГУ, 1957. с. 44.. По-видимому, она произвела впечатление на выс-шие правительственные круги, ибо была распространена в многочисленных копиях. Записка начинается с восхваления нового царствования. Долгоруков перечисляет «либеральные» мероприятия прави-тельства, а затем задается вопросом: почему же в стране гос-подствует всеобщее недовольство? Причина, по его мнению, заключается в том, что «между царем и народом стоит дурная и злонамеренная администрация -- легион воров, известный под названием бюрократии, который заслоняет народ от царя, а царя от народа, обманывает и обкрадывает обоих».

Долгоруков полагал, что самодержавное устройство Рос-сии должно быть сохранено, но административный строй не-обходимо изменить как можно скорее.

«...Необходимо спешить с переменами в устройстве адми-нистративном,-- писал он,-- потому что здание русской адми-нистрации ветхо и гнило; оно подточено растлением нравов и неуважением к закону, если не поспешить переустройкою его, то при первой сильной буре оно рухнет, разрушится и страш-ная революция разразится над Роосиею...» Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. М., Изд-во МГУ, 1957. с. 44.. Предложенный Долгоруковым план преобразования сво-дился к освобождению крестьян с землей за выкуп, к устрой-ству выборного, всесословного местного самоуправления и к другим частичным изменениям административного строя. Записку его пронизывает ненависть аристократа к бюрократии и страх перед грядущей революцией. В подобной оценке царской бюрократии сходились тогда многие.

Милютин признавал, что обстановка внутри страны нака-лена до предела, но не считал положение правительства опас-ным на данной стадии. Предотвратить кризис, по его мнению, возможно, для этого нужны своевременные уступки. Осуще-ствление выборного начала для местной администрации должно было, по мнению Милютина, явиться такой «уступ-кой», которая привлечет к царскому правительству фронди-рующее дворянство, ослабит оппозицию и «обессилит крайние мнения».

Таковы были убеждения этого просвещенного царского бюрократа.

Позднее, в своей записке о земских учреждениях, поданной весной 1862 года в совет министров, при обсуждении там первоначального проекта земской реформы Милютин еще бо-лее отчетливо формулировал эту мысль, сравнивая земство с клапаном паровой машины, через который будет уходить чрезмерно накопившийся в стране дух недовольства.

Добиваясь у правительства уступок, либеральные дворяне мечтали о таком «освобождении» России, которое сохранило бы и монархию, и землевладение, и власть помещиков. Каки-ми бы резкими ни казались их требования реформ, бюрократическое царское правительство могло до поры до времени с этими требованиями не считаться.

Действительную опасность для самодержавия представ-ляло только массовое революционное движение.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г. не только не внесла никакого успокоения в массы народа, а напротив, вы-звала еще более широкое и ocтpoe возмущение крестьян, еще более активные формы классового протеста. Крестьянское движение в ответ на реформу приняло все-российский характер.

С весны 1861 года усилилось студенческое движение. В Петербурге и в Москве происходили демонстрации студен-тов.

Жестокие кара-тельные меры царизма не приводили к успокоению. В усло-виях революционной обстановки царизм не мог уже в неизме-ненном виде сохранить свое господство. «Верхи» пережива-ли кризис и не могли более управлять по-старому. Для сохра-нения власти царизма становилось недостаточно применение одних только репрессий. Наряду с репрессиями приходилось идти на уступки, на «безвредные для самодержавия и для эксплуататорских классов реформы». Земская ре-форма и была уступкой самодержавия, отбитой у царизма революционным движением.

Создание выборного, всесословного местного самоуправле-ния было исторически необходимой потребностью буржуазного развития страны. В условиях крепостного права подобная ре-форма была неосуществима. Отмена крепостного права соз-давала необходимую предпосылку для проведения земской ре-формы, но поскольку введение земства означало передачу ча-сти прав правительства местному населению, самодержавие не могло добровольно согласиться на такую уступку. Только революционная обстановка, грозившая привести к- революции, заставила царизм пойти на введение земского само-управления.

«Итак, -- писал Ленин, -- земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного на-тиска» В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 30.

.