logo
Иван Грозный. Упрочение Российского государства

1. Реформы 1549-1560 гг.: причины, содержание, результаты

16 января 1547 г. Иван IV торжественно венчался на царство. Принятие царского титула заканчивало становление идеи о высоком происхождении московских великих государей как наследников и преемников власти императоров. Царский сан поднимал Ивана над всеми подданными, в том числе и над боярами, потомками суверенных государей, повышал престиж самодержавной власти в России и за ее пределами. Вся церковная литература, пришедшая из Византии, учила почитать царя как Бога - венчание на царство придавало власти государя священный характер. Отныне главной задачей московского государя была охрана православия и забота о православных. В дальнейшем эта мысль послужила оправданием нравственно-религиозной правоты всех поступков, которые творил царь.

Иван IV стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Новый титул ставил его выше правителей соседних государств - шведского и польского королей. Таким образом, в самом акте венчания отразилось стремление Москвы изменить свое место в сложившейся европейской системе, выйти на новый уровень международных отношений.

В конце 40-х годов в окружении Ивана IV сложился кружок единомышленников, который вошел в историю под названием Избранной рады. В ее состав входили как представители высшей аристократии, так и люди незнатные. Влиятельным членом Избранной рады стал Алексей Федорович Адашев, возвысившийся благодаря собственным дарованиям и уважению молодого царя. Важную роль играли думный дьяк Иван Висковатый и духовник царя Сильвестр, имевший нравственное влияние на монарха. Поддерживал наметившийся правительственный курс и митрополит Макарий. Избранная рада была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им.

Реформы, к которым приступила Избранная рада, касались в первую очередь управления и суда. Здесь более всего ощущались недостатки и последствия боярского правления.

С 1549 г. начинают действовать Земские соборы - высших сословно-представительных органов при царе, на которых он мог узнать о нуждах разных слоев населения и заручиться их поддержкой в своих начинаниях. Первый Земский собор историки назвали Собором примирения.

Выполняя решения Земского собора, правительство в 1550 г. принимает новый Судебник. Отличительной чертой Судебника было стремление улучшить правосудие. Старая система управления и суда в лице наместников сохранялась с существенными поправками. Они сводились к ограничению власти наместников и волостелей и контролю за их деятельностью со стороны центральной власти и представителей местного населения - старост и целовальников. Устанавливаются единые размеры судебных пошлин. За взяточничество назначалось наказание. Были урезаны многие судебные и податные льготы монастырей.

Хотя Судебник охватывал своими статьями далеко не все отрасли права, его значение огромно. Впервые было не только создано, но стало действующим законодательство общегосударственного масштаба. Статьи Судебника предопределяли близкое будущее русского крестьянина - превращение его в крепостного. Право на переход крестьянина в Юрьев день оставалось за земледельцем.

В 50-е гг. была продолжена губная реформа. Она предусматривала передачу дел по тяжким уголовным преступлениям из рук наместников выборным представителям местного дворянства - губным старостам. Важной задачей местной администрации стал сбор налогов. С упразднением наместников и волостелей, в ходе земской реформы эти функции были возложены на земские органы (земские избы, земские старосты. Так утвердились два типа институтов самоуправления, которые сменили наместников-кормленщиков. Это свидетельствовало о том, что царская власть ощущала потребность в сотрудничестве с местными сословными организациями, призванными восполнить слабость центральных органов управления.

В структуре реформ Избранной рады реформа самоуправления была одной из центральных. Во-первых, с отменой кормлений служилые люди получали только один вид вознаграждения - земельное и денежное жалованье. Различные категории господствующего класса как бы уравнивались в видах вознаграждения. Это способствовало социальному упрочению класса феодалов и укреплению царской власти. Во-вторых, произошло своеобразное перераспределение власти в пользу центрального управления, чьи роль и значение возросли.

В годы реформ складывается система приказов - органов центральной исполнительной власти. В середине XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним относится Челобитенный, в котором принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Во главе этого, по сути высшего органа контроля, стоял А. Адашев. Посольский приказ возглавлял Иван Висковатый. Поместный приказ ведал делами поместного землевладения, а Разбойный разыскивал и судил преступников. Первый приказ военного ведомства - Разрядный - обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод, а другой - Стрелецкий - ведал войском стрельцов. С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается Казанский приказ Валишевский К. Иван Грозный. М., 1993. - 349 с..

В сравнении с прежним архаичным способом управления более функциональные и централизованные приказы, сочетавшие территориальный и отраслевой принципы, были огромным шагом вперед. Не случайно именно приказы стали ядром государственно-административной системы управления.

Правительство уделяло большое внимание вооруженным силам. Было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Уложением о службе (1556 г.) устанавливался единый порядок военной службы, основой которой выступало дворянское землевладение. Отныне каждый дворянин с первых 150 десятин земли являлся на службу сам, с остальной земли приводил вооруженных слуг. Эти меры повысили боеспособность и численность русского поместного войска. Реформа службы завершила процесс формирования поместной системы. Она повлекла за собой коренные изменения в земельных отношениях. Следствием этого стала возросшая численность служилого сословия, что привело к переменам в составе и структуре правящего сословия (росла численность его низших слоев, преимущественно провинциального дворянства) и изменило характер взаимоотношений с крестьянством. Именно помещики выступили силой, более всего заинтересованной в закрепощении земледельца. Наконец, поместная система дала возможность создать оптимальный и экономичный тип военного устройства, соответствующий относительно скромным хозяйственным возможностям страны.

Произошли перемены и в церкви. В 1551 г. был созван Стоглавый собор. Собору представили список недостатков и непорядков в жизни церкви и прихожан. Принятый сборник соборных установлений (изложен в 100 главах) укреплял дисциплину, унифицировал обряды, поднимал роль церкви в повседневной жизни. Подтверждались важнейшие привилегии церкви: неотчуждаемость земельных владений, особый статус для духовенства и церковных людей. С именем Макария связана канонизация святых в конце 40-х годов. Этой мерой подчеркивалось значение Руси - единственного православного царства, сумевшего сохранить и преумножить благочестие, прибавить к общехристианским святым своих святителей и подвижников.

Один из важных итогов реформ - становление сословно-представительной монархии в лице сотрудничества царя Земских соборов. Самодержавная власть отводила соборам преимущественно совещательную функцию, но при этом спешила заручиться поддержкой и согласием сословий в вопросах внутренней и внешней политики. Реформы Избранной рады продвинули страну по пути централизации, расширили возможности власти для решения общегосударственных задач.