logo search
"Холодная война": опыт ведения и итоги

Введение

Словосочетание «холодная война», наверняка, у каждого ассоциируется с так называемым «соперничеством» США и СССР, начавшимся почти сразу после Второй мировой войны. В то время СССР действительно составлял серьезную конкуренцию Соединенным Штатам в плане огромного авторитета на международной арене и статуса одной из мощнейших сверхдержав мира.

Вместо партнерских отношений между странами-победительницами постоянно давало о себе знать взаимное недоверие, что в скором будущем вылилось в косвенную, «холодную» войну. На наш взгляд, исследование этой темы является интересным, а главное - очень полезным в смысле анализа предпосылок и возможных результатов данного конфликта практически для каждого современного человека. Почему? Никто, точнее никакие страны мира, причем развитые в качестве активных противников, а развивающиеся и отсталые - в качестве пассивных наблюдателей и, фактически, потенциальных жертв такой борьбы, не застрахован от подобной ситуации в будущем, которая может привести к новому витку противоборств и гонок вооружений, которые, в свою очередь, могут нанести непоправимый вред обществу, миру в целом.

Все мы знаем, что война, ядерное оружие и его испытания являются разрушающими факторами в решении международных (да и любых других) проблем, но идея первенства, превосходства инстинктивно заставляет людей бороться и стремиться к победе, невзирая ни на что.

Возникает следующий вопрос: неужели действия противников были продиктованы жаждой господства? А как же гуманность, объективность, благоразумие наконец? Для столь решительной и бескомпромиссной борьбы, должно быть, существовали серьезные основания. Мы ни в коем случае не хотим никого обвинять или оправдывать, наша первостепенная задача - разобраться в том, что же привело к такой бессмысленной и в то же время агрессивной и опасной для всего человечества вражде величайших держав, извлечь соответствующие уроки и постараться не допустить ее повторного возникновения. С одной стороны, такая глобальная задача, как предотвращение международных столкновений не вписывается в планы обычных граждан, и уж тем более - студентов.

Но, с другой стороны, кто же тогда оградит нас от угрозы всемирной катастрофы, которой подвергли когда-то два самых развитых государства? Для того чтобы не повторять ошибок прошлых лет, нам следует проанализировать их и понять, чем они чреваты. По нашему мнению, объективное отношение к прошлому, разумное - к настоящему и доброжелательное - к будущему - первый шаг на пути к разрядке напряженности в интернациональных отношениях и, возможно, залог дальнейшего мирного сосуществования. Именно поэтому мы считаем, что выбранная нами тема весьма актуальна, даже злободневна, ведь, проведя параллели, можно убедиться, что похожая ситуация наблюдается и на сегодняшний день (наличие мелкомасштабных и не всегда целесообразных войн, нападений; яркие примеры - война в Ираке, в Иране).

При всей масштабности и злободневности, эта тема мало изучена и не совсем полно освещена в исторической литературе. В одних изданиях ни конкретных причин, ни следствий, ни итогов у «Холодной войны» нет, в других - во всем обвиняется одна из противоборствующих сторон. Как нам кажется, нельзя безосновательно принимать чье-либо мнение на веру, так как иногда авторы руководствуются своим личным отношением к изучаемым объектам.

Мы же в своем исследовании, опираясь на факты из собранной литературы, попытаемся максимально четко представить ход войны, объективно разобраться в этой сложной для всего мира ситуации и постараемся сделать соответствующие выводы. Основные вопросы, на которые мы собираемся получить ответы, это: Каковы результаты и последствия «холодной войны»? Какие уроки из них следует извлечь? Есть ли вероятность возобновления подобного конфликта?

Выбранная нами тема позволяет не делить изучаемую информацию на периоды, что представляется очень удобным, поскольку нельзя указать точную закономерность или схожесть тех или иных событий «холодной войны». Посему мы ограничимся общим делением темы на начало, ход событий и итоги.