logo search
Хараппская цивилизация

2.5 Другие значимые центры

Мергарх или Мергар -- один из наиболее важных археологических памятников Пакистана эпохи неолита (7000-3200 годы до н. э.). Находится на равнине Качи в пакистанском Белуджистане. Это одно из первых мест в Южной Азии, где засвидетельствовано существование сельского хозяйства: культивация пшеницы и ячменя, и разведение скота -- крупного рогатого, овец и коз. Мергарх обнаружила в 1974 году группа французских археологов во главе с Жаном-Франсуа Жаррижем. Раскопки проводились непрерывно в период 1974--1986 годов. Наиболее ранним поселением в Мергаре была небольшая деревня, датируемая около 7000-5500 годами до н. э. Мергархская культура в настоящее время рассматривается как предок хараппской цивилизации. «Открытия в Мергаре перевернули все представления о цивилизации долины Инда» -- пишет Ахмад Хасан Дани, профессор археологии университета Каид-и-Азам в Исламабаде -- «теперь мы восстановили всю последовательность, начиная с возникновения первых поселений». Ранние жители Мергарха жили в домах из кирпича-сырца, хранили зерно в зернохранилищах, делали инструменты из медной руды, а также покрывали плетёные корзины битумом. Они культивировали ячмень, пшеницу-однозернянку и полбу, ююбу и финик, разводили овец, коз и крупный рогатый скот. В поздний период (5500 -- 2600 годы до н. э.) развиваются ремёсла, в том числе дробление кремня, дубление, производство бус и металлообработка. Мергар был населён непрерывно до 2600 года до нашей эры.

Амри - археологический памятник на территории современного Пакистана. Является характерным для так называемой культуры Амри, предшествовавшей хараппской цивилизации во многих местах. В настоящее время территория раскопок состоит из двух холмов, ранее бывших одним холмом. При раскопках было выявлено пять различных стадий существования поселения, соответствующих пяти слоям раскопа. В период I (около 3600 -- 2750 гг. до н. э.) керамика в основном была лепной, изготовленной без гончарного круга. Однако сохранились также немногочисленные очень тонкостенные сосуды, изготовленные на гончарном круге, покрытые геометрическими узорами на светлом фоне. Керамика этого последнего типа со временем появляется всё чаще. Сохранились медные изделия, керамические бусы, каменные орудия. Здания сооружались из кирпича воздушной сушки. В конце данного периода наблюдается появление элементов хараппской культуры: прежде всего, на керамике появляются фигурные изображения, прежде всего быков. В период II (около 2750--2450 до н. э.) элементы хараппской культуры проявляются всё чаще. Период III (около 2450--1900 гг. до н. э.) почти полностью относится к хараппской культуре. На данной последней фазе хараппскую культуру вытесняет джхукарская культура, а в период IV (около 1900--1300 гг. до н. э..) -- джхангарская культура. Период V относится к мусульманской, намного более поздней эпохе. Находки в Амри позволяют предположить, что хараппская цивилизация не являлась прямым потомком культуры Амри, и что вытеснение культуры Амри хараппской по крайней мере в этом месте происходило постепенно.

Лотхал -- один из важнейших городов хараппской цивилизации. находится на территории современного индийского штата Гуджарат, возник около XXIV века до н. э. (до этого на месте города было процветающее селение). Обнаружен в 1954 году, первые раскопки проводились в 1955--1960 годах под руководством Археологического управления Индии (АУИ). До появления хараппской культуры в XXIII в. до н. э. Лотхал был небольшим поселением, в котором археологи обнаружили медные и керамические предметы, а также предметы из полудрагоценных камней и бусы. Жители Лотхала торговали бусами с жителями западных поселений. Последние, привлечённые наличием защищённой бухты, а также хлопковыми и рисовыми посадками, проникли в Лотхал и ассимилировали местное население. В результате наводнения около 2350 года до н. э., разрушившего большую часть городских построек, хараппцы заново спроектировали и перестроили поселение. Город был разделён на цитадель (или акрополь) и нижний город. В акрополе, примечательными чертами которого были общественные бани, колодцы, а также подземные и надземные водопроводные каналы из обожжённого кирпича, здесь жил правитель. Нижний город в свою очередь разделялся на торговую и жилую часть. Границей служила магистральная улица, проходившая с севера на юг. В торговой части располагались магазины торговцев и ремесленников. Жилая часть была поделена на кварталы, каждый из которых располагался на платформе высотой 1--2 метра. Платформы были сделаны из сырцовых кирпичей, вмещали 20--30 кирпичных домов и должны были защищать постройки от наводнений. На восточной окраине города был вырыт канал, при котором располагались верфь и склад, установленный на платформе высотой 3,5 м. Канал был соединен с рекой, впадавшей в море. Лотхалские каменщики клали кирпич так же, как и современные кирпичники: стык двух кирпичей приходился точно посередине кирпича в следующем ряду. Однако метра на два в каждую сторону от нынешнего входа этот принцип был нарушен, словно кто-то позднее добавил новые секции, чтобы сузить просвет. Порт Лотхала -- процветающий торговый центр древних времён, древнейший и основной порт хараппской цивилизации -- находился на берегу Камбейского залива, к северу от современного Бомбея. Он соединял город с древним течением реки Сабармати, которая представляла собой часть торгового пути между городами хараппской цивилизации в Синдхе и полуостровом Саурашастра. В это время окружающая сегодня полуостров пустыня Кач (Куч) была покрыта водами Аравийского моря. Жители Лотхала создали древнейшие реалистические портретные изображения в виде рисунков и скульптур. Местные учёные пользовались компасом, делили горизонт на 8--12 частей, изучали движение звёзд с целью навигации.

После угасания ключевых городов хараппской цивилизации, Мохенджо-Даро и Хараппы, Лотхал не только выжил, но какое-то время продолжал процветать. И всё же постоянные тропические штормы и наводнения (например в 1900 году до н. э.), причинявшие значительные разрушения, в конце концов привели к дестабилизации местной культуры и к запустению поселения; в засоленной морской водой почве перестал вызревать урожай. Кроме того, из-за поднявшегося уровня воды в реке, жители потеряли возможность пользоваться причалом. Топографический анализ показывает, что к моменту, когда город был покинут, он страдал от засухи или уменьшения муссонных дождевых осадков. Таким образом, причиной запустения города могли быть климатические изменения и природные катастрофы.

Кот-Диджи -- археологическая культура древней Индии, в части ныне находящейся в Пакистане, а именно в провинции Синд. Некоторые ученые полагают, что данная культура является предхараппской (или раннехараппской) культурой. Основной памятник -- одноименный холм Кот-Диджи близ г. Хайрпур (Пакистан), где в ходе раскопок обнаружен архитектурный комплекс из крепости и предместья с постройками. Первооткрыватель культуры -- индийский археолог А. Хан -- 1957 год. Непосредственно к котдиджинской культуре отнесено содержание нижних слоев раскопанного холма, где обнаружены остатки глинобитных домов на каменных фундаментах, датируемые концом 3-го тыс. до н. э., орудия и керамика, которые имеют черты сходство с хараппскими. Ученые предполагают, что эти две культуры временно сосуществовали, а на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. посёлок был разрушен хараппцами, и на его месте возникло хараппское поселение, просуществовавшее около 300 лет. Обнаружена керамика, которая указывает на развитое гончарное производство, схожее с раннехараппским, что указывает на корни хараппского гончарного производства. Керамика сходна с артефактами укреплений Хараппы, а именно Амри и Рана-Гхундай.

Новые исследования свидетельствуют, что эта культура выходила за рамки самого поселения Кот-Диджи и охватывала районы в долине Инда, Северного и Центрального Белуджистана. В долине Кветты была обнаружена керамика, сходная с ранней котдиджинской. Такой же вывод сделали ученые при раскопках Амри, Гумлы и других поселений, где тоже была открыта керамика раннекотдиджинского типа. Эти материалы позволили рассматривать культуру Кот-Диджи как пред- или раннехараппскую по времени. Это дало возможность установить последовательное развитие от раннехараппского этапа до периода городской цивилизации, уяснить истоки урбанизации и местные корни собственно хараппской культуры.