1.1 Цели, задачи и содержание аграрной реформы в России
По прошествии более пятнадцати лет со времени начала проведения преобразований в сельском хозяйстве более отчетливо видны все достижения и просчеты аграрной реформы. Ее итоги анализируются главным образом в экономической и сельскохозяйственной литературе и хорошо известны будущим специалистам сельского хозяйства.
Прежде всего необходимо отметить:
1)аграрная реформа - составная часть реформы экономики нашей страны в целом. Аграрная реформа не может осуществляться изолированно, без перестройки в целом системы планирования, финансирования, ценообразования, банковской системы, земельных отношений, без приватизации перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий и т.д. Без изменения хозяйственной системы возможны только преобразования в области сельского хозяйства, носящие характер управленческих реорганизаций. Так, в доперестроечные годы проводилось укрупнение и разукрупнение колхозов, создание, а потом ликвидация машинно-тракторных станций, районных агропромышленных объединений.
С другой стороны, все крупные реформы в экономике нашей страны так или иначе преломлялись в сельском хозяйстве (например, перевод государственных предприятий на хозрасчет, внедрение подрядных и арендных отношений). Поэтому аграрная реформа прошла те же стадии развития, что и реформа экономики в целом: создание коллективных предприятий на первом этапе, затем повальное их акционирование (и все ошибки и недостатки ускоренного перехода к рынку, такие как непродуманная приватизация, разрушение сложившихся хозяйственных связей, ударили и по аграрному сектору, но не явились его исключительной спецификой). Неверно было бы думать, будто на этапе проведения перестройки можно было обойтись без проведения аграрной реформы: рыночные отношения в стране несовместимы со старой колхозно-совхозной системой в сельском хозяйстве;
2)аграрная реформа неразрывно связана с реформой земельной. Их даже трудно разделить, поскольку они проводились в жизнь в основном одними и теми же нормативными актами и пересекаются в части приватизации сельскохозяйственных земель. Однако полностью они не совпадают: земельная реформа связана с введением права частной собственности и на участки земель в городах, и на земли промышленности и транспорта, и на участки, занимаемые жилыми строениями, дачами, гаражами. А аграрная реформа кроме вопросов, связанных с приватизацией земель сельскохозяйственных предприятий, занимается преобразованием самих этих предприятий в новые организационно-правовые формы;
3) нельзя оторвать аграрную реформу от реформы правовой.
В первое десятилетие существования независимого российского государства происходило и формирование системы российского права. Проведение преобразований в сельском хозяйстве совпало с самым началом этого процесса; в дальнейшем законодательство во многом изменилось, и это обязательно надо учитывать при изучении нормативных актов об аграрной реформе. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), принятый в 1994 г., ввел принципиально новые положения о порядке создания и деятельности юридических лиц, их организационно-правовых формах. Эти положения распространяются на все отрасли экономики. Гражданское законодательство регулирует любые отношения, имеющие гражданско-правовой характер, поэтому все противоречащие им нормы аграрного права не могут применяться.
На 2006- 2007 гг. развитие аграрно-промышленного комплекса (АПК) выдвинуто в качестве приоритетного национального проекта, основными направлениями которого являются ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов и их семей на селе.
Непосредственной же задачей первого этапа российской аграрной реформы, начатого в 1990-1991 гг., было обеспечение равных возможностей для создания и деятельности самых разных форм предпринимательства на селе - индивидуальных и коллективных, крупных и мелких. С этой целью предполагалось осуществить реформу в двух направлениях:
произвести раздел имущества и земли колхозов и совхозов на паи и доли работающих в них лиц, с тем чтобы дать возможность желающим выйти из хозяйства и, получив свою долю, создать фермерское хозяйство или сельхозкооператив;
преобразовать колхозы и совхозы в новые, более современные формирования.
Эта задача к настоящему времени практически решена, хотя кое-где на местах не обошлось и без многочисленных нарушений законодательства. Тем не менее данный этап аграрной реформы можно считать завершенным.
- Введение
- I. Правовые основы проведения аграрной реформы
- 1.1 Цели, задачи и содержание аграрной реформы в России
- 1.2 Законодательство об аграрной реформе
- II. Аграрная трагедия России. Анализ исторических уроков преобразований в аграрном секторе
- 2.1 Аграрные вопросы 1918 г.
- 2.2 Эпоха "военного коммунизма"
- 2.3 Период нэпа
- 2.4 Период Великой Отечественной войны
- 2.5 Послевоенный период
- 2.6 Новая волна. Правление Горбачёва М.С.
- 2.7 Преобразования в аграрной сфере после 1992 года
- III. Аграрный сектор в рыночной экономике
- 3.1 Экономика аграрного сектора в переходный период
- 3.2 Необходимость модернизации