logo search
otveti na vse voprosi istoriya

12. Правление Великого Князя Иоанна III 1462-1505 гг. Теория «Москва - Третий Рим». Стояние на Угре 1480 г. Ликвидация татаро-монгольского ига

После падения Второго Рима в 1453 г. (церковной провинцией которой была Русь) и женитьбы Иоанна в 1472 г. на племяннице и наследнице последнего византийского Императора (Царя) Константина XI Софье Палеолог – именно к Иоанну III как к верховному защитнику православной веры переходило наименование Царя. Государственная идеология преемственности Москвы как Третьего Рима была столь самоочевидной, что в том или ином виде отразилась одновременно во многих документах как русских, так и иностранных. Из иностранных можно отметить папские инструкции римским послам, которым было поручено завлечь Русь в унию при обещании Константинополя как «законного наследия русских царей». В 1473 г. венецианский сенат обратился к русскому монарху с таким же напоминанием: «права на византийскую корону должны перейти к вам». Все это было еще до появления всех известных ныне русских письменных источников о Третьем Риме (старца Филофея и др.) – они являются более поздним оформлением этой самоочевидности. Эта преемственность царства обязывала и к внешним переменам. С появлением царицы Софьи в Кремле стал меняться распорядок жизни великокняжского двора, приближаясь к византийскому, и даже облик Москвы. Византийские мастера и художники начали строить и расписывать церкви, сооружать каменные палаты (именно в это время была построена Грановитая палата в Кремле). Правда, наши предки считали, что жить в каменных домах вредно, поэтому они сами продолжали жить в деревянных, а в каменных хоромах устраивали только пышные приемы. Постепенно Москва и по облику своему стала напоминать бывший Царьград – Константинополь, столицу Византии. В правление Иоанна III пределы Московского государства расширились, превратив Русь в великую державу. Произошло и окончательное освобождение Руси от ордынской зависимости после стояния на Угре в 1480 г. Так что царский титул был подкреплен реальной мощью и значением Русского государства как Третьего Рима. Правда, официально царский титул принял внук Иоанна III, Иоанн IV Грозный. Но уже Иоанна III нередко величали то Императором, то Царем. Сам он, называя себя Государем, придавал особое значение выражению "всея Руси" и даже ставил непременным условием мира с Литвой включение этих слов в перемирную грамоту. В 1480 г. Великий Князь Иоанн III Васильевич отказался платить дань Орде и разорвал ханскую басму. Тогда ордынский хан Ахмат, решив проучить строптивого князя, собрал огромные полчища и двинулся на Москву. Он остановился около реки Угры, называемой русскими "Поясом Богоматери"; на другой стороне реки стояло русское войско. Несколько месяцев длилось противостояние двух войск, никто не решался начать битву. Наконец, опасаясь, что река замерзнет и численно превосходящие татары ринутся в наступление, Великий князь приказал отойти к городским укреплениям. И в этот момент по предстательству Пресвятой Богородицы, Которой непрестанно молились во всех церквах, совершилось дивное избавление Отечества. На татар напал неведомый страх, и они, думая, что русские готовят засаду, тоже начали отступать, а ночью побежали, гонимые одним страхом, не пролив русской крови и не выведя ни одного пленника. Так в 1480 г. закончилось 243-летнее татаро-монгольское иго на Руси.