logo search
Огромная фигня по художке

8. Рубенс "Персей и Андромеда"

Давайте вспомним саму легенду.

Как-то раз, прославленный греческий герой Персей, сын громовержца Зевса и аргосской царевны Данаи, победитель Медузы Горгоны (та, что вместо волос имела змей и один взгляд которой превращал все живое в камень), пролетал над морем. Вдруг он увидел прекрасную девушку, прикованную к скале. То была красавица Андромеда, дочь эфиопского царя Кефея. Бедняжка пострадала за свою красоту. Её мать, царица Кассиопея, похвасталась тем, что ее дочь прекраснее всех морских нимф, дочерей владыки морей Посейдона. Чтобы искупить эту дерзость, Андромеду принесли в жертву. Приковали к скале и оставили на съедение морскому чудовищу, насланному Посейдоном. Персей был поражен красотой несчастной девушки. Он вступил в схватку с чудовищем и одолел его, как рассказывает легенда, показав голову убитой им Медузы Горгоны. Хотя есть и другие варианты, где рассказывается, что герой убил чудовище мечом. Андромеда полюбила своего спасителя, а родители, благодарные Персею за жизнь дочери с радостью отдали её в жены герою.

Пожалуй, наиболее знаменитая картина, изображающая героев этой легенды принадлежит фламандскому живописцу Рубенсу.Питер-Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в старинной антверпенской семье. Ян Рубенс, отец будущего художника, был старшиною города Антверпена в период правления герцога Альбы. За свою приверженность к реформации впал в немилость и был вынужден бежать за границу. Семья поселилась в Кельне. Затем переехали в Зиген. Там семейство Рубенсов проживало с 1573 года по 1578-ой, и там родился будущий прославленный живописец. В 1587 году умер отец Питера и семья получила разрешение вернуться на родину, в Антверпен. Рубенс получил блестящее образование. Вначале в Иезуитской коллегии, затем у известных нидерландских мастеров Адама ван Ноорта и Отто ван Вэна. Они привили ему любовь к Итальянскому Возрождению. Однако Рубенсу удалось преодолеть отвлеченность античных сюжетов и внести живую, народную струю в свое творчество, выразить собственное отношение к миру. В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 году, по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился оканчивать свое художественное образование в Италию.

Его творчество привлекает к себе внимание, вот уже на протяжении пяти веков, богатством фантазии, силой жизни, динамикой, убедительностью изображения человеческих образов, красочными решениями композиций. Человек, покоряющий мир-вот основная идея его творчества.

Персей – в греческой мифологии сын Данаи, понесшей от Юпитера, когда тот превратил себя в поток золотого дождя. Его героические деяния включали обезглавливание медузы, одной из змеиволосых Горгон, и спасение прекрасной Андромеды от морского монстра. последняя тема – часто встречающееся неродное предание. Персей изображается либо как типичный герой классической античности, либо в образе воина в доспехах. Он держит закругленный меч – дар Меркурия – и блестящий щит, врученный ему Минервой, его защитницей.

Овидий в «Метаморфозах» рассказывает о том, как Андромеда, дочь эфиопского царя, была прикована к скале на берегу в качестве жертвы, приносимой морскому чудовищу. Персей, пролетая в небе, влюбился в нее с первого взгляда. Он устремился вниз как раз вовремя, убил монстра и освободил Андромеду. Картину “Персей и Андромеда” Рубенс создал в ту пору, когда его творчество было особенно эмоционально и жизнерадостно. По совершенству живописи и высокому мастерству исполнения это произведение является одним из шедевров художника. И здесь для Рубенса остается главным то, для чего рожден человек: борьба, победа и любовь.

Рубенса занимал не сам подвиг Персея, не борьба и сопротивление, а ликование по поводу уже свершившейся победы, когда радостные крики раздались с берега и все славили могучего героя. В этой картине Персей выступает как триумфатор, крылатая богиня Виктория (Слава) с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках венчает победителя. Апофеоз Персея становится торжеством жизни, уже ничем не омрачаемой, прекрасной и радостной. И эту художественную задачу Рубенс разрешает с такой полнотой, с такой захватывающей силой, какая до сих пор у него почти не встречалась. Напряженная внутренняя динамика каждой линии, каждой формы, их нарастающий ритм достигают здесь исключительной выразительности. Непреодолимая сила, ворвавшаяся, подобно вихрю, откуда-то извне, дает всей композиции и клубящимся, как в водовороте, движениям единое направление.