logo search
Коровин Руслит 2 часть

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте периодизацию творчества Лермонтова и кратко охарактеризуйте каждый период с указанием написанных произведений.

2. Пафос творчества и основные идейно‑художественные устремления.

3. Раскройте темы, мотивы, проблематику ранней лирики. Романтическое двоемирие ранней лирики.

4. Своеобразие ранней лирики: типологическое и индивидуальное в ней.

5. Байронизм ранней лирики. Мотивы индивидуализма, напряженный драматизм, неразрешенное чувство любви. Мотивы «звуков» и воспоминаний.

6. Судьба лирических жанров романтической лирики в творчестве Лермонтова.

7. Жанры лирического отрывка и лирического монолога, их насыщенность разными темами, мотивами и настроениями.

8. Принципы романтического контраста, характерные антитезы в лермонтовской лирике.

9. Диалектика добра и зла.

10. Юношеские пьесы. Романтическая драма, ее автобиографизм и соотнесенность с лирикой.

11. Ранние поэмы. Их тематика. Основные мотивы и сюжеты.

12. Ранняя проза. Роман «Вадим» и его своеобразие.

13. Роман «Княгиня Лиговская». Жанровые слагаемые романа.

14. Темы и мотивы лирики 1837–1841 годов. Сочетание конкретно‑социального и философско‑обобщенного планов.

15. Жанры и интонации стиха лермонтовской лирики. Ораторский, напевный и разговорный строй лирики.

16. Рефлектирующий характер зрелой лирики поэта.

17. В каких стихотворных произведениях происходит смешение жанровых признаков? Жанровые эксперименты и их последствия.

18. Своеобразие натурфилософской лирики Лермонтова.

19. Расскажите о творческой истории драмы «Маскарад».

20. Лермонтовская философия русской истории и поэма «Песня про… купца Калашникова».

21. Какова творческая история поэмы?

22. Расскажите о фольклоризме поэмы.

23. Каково соотношение точки зрения автора и точки зрения «народа» в поэме?

24. Поэма «Мцыри» и романтическая традиция.

25. Какова творческая история поэмы?

26. Монологизм поэмы.

27. Естественное и цивилизованное в поэме, их роль в судьбе героя.

28. Символика поэмы. Обобщенно‑философский характер поэмы.

29. Расскажите о замысле и творческой истории поэмы «Демон».

30. Как отражена диалектика добра и зла в сюжете и системе образов?

31. Какова функция диалога в композиции поэмы?

32. В чем состоит значение эпилога?

33. Расскажите о жанровых модификациях поэм в зрелом творчестве Лермонтова («стихотворная повесть», «кощунственная поэма»).

34. «Герой нашего времени» – роман или собрание повестей. Объединяющее начало в произведении.

35. Раскройте смысл названия.

36. Поясните причины несоответствия фабулы и сюжета. Какова хронологическая последовательность повестей и романная последовательность?

37. Функция двух предисловий.

38. Прием двойничества как основной принцип построения системы образов.

39. Каковы художественные средства типизации главного героя?

40. Как раскрывается диалектика противоречий – добра и зла, чувства и рассудка, «природного» и социального.

41. Герой нашего времени» – роман судьбы или роман воли?

42. Философско‑психологический тип романа.

43. Дисгармонический стиль на фоне гармонии. Стиль Пушкина и стиль Лермонтова.