logo search
MHK-1

2. Пантеон

С именем Аполодора связано еще одно крупнейшее сооружение - Пантеон (в переводе с греческого - «храм всех богов») (118 - 125 гг.).

Пантеон - круглое в плане здание, перекрытое куполом. Возведение купола было крупнейшим достижением античного инженерного искусства. В этом сооружении прекрасно найдены пропорции. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены равна высоте купола. Купол изнутри представляет точную полусферу, он украшен 5 рядами кессонов (углубления на внутренней стороне свода). Этим достигается впечатление легкости. Перспективно уменьшающиеся кессоны создают ощущение необыкновенной высоты. Сквозь отверстие в центре купола льется поток света. Пол Пантеона выложен мраморными плитами, а стена разделена на 2 яруса:

- нижний украшают лоджии и глубокие ниши, в которых в древности стояли статуи,

- верхний был оформлен пилястрами из драгоценного цветного мрамора.

Образная сила Пантеона - в простоте и цельности архитектурного замысла. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабных и совершенстве воплощения, но античное чувство меры осталось недосягаемым. В течение столетий Пантеон служил образцом здания, перекрытого куполом. Вплоть до конца ХІХ в. его купол оставался непревзойденным по своей величине.

Расцвет архитектуры Рима и творческие использование достижений греческого зодчества способствовали развитию теории архитектуры. Именно в это время (І в. до н.э.) инженером и архитектором Витрувием создается «Десять книг об архитектуре». Он стал подлинной энциклопедией строительного дела. Витрувий сформулировал основные требования, которые предъявлялись к архитектурному сооружению любого времени:

- полезность

- прочность

- красота.

От зодчего Древнего Рима требовалось хорошее образование, включающее знание климата, почвоведение, акустики, математики, архитектурной эстетики и пр.