logo search
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.

Культурогенез это зарождение и развитие культуры, постоянное самообновление культуры, порождение новых культурных форм и систем.

Когда возникли термины «культура» и «цивилизация»?

1. Шотландский философ А. Фергюссон. Он разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Под цивилизацией он имел в виду последнюю высшую ступень общественного развития.

2. Французские философы-просветители. Они использовали этот термин в двух смыслах: широком и узком.

Впоследствии к указанным взглядам добавлялись все новые и новые.

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом.

В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях.

Что такое цивилизация? Цивилизация в широком смысле – это уровень, ступень общественного развития, после периода варварства; в узком – только материальная культура. Некоторые считают, что это синоним культуры. Цивилизация – локальная межэтническая общность, возникшая в результате длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между народами, проживающими в одном регионе, у которых общая историческая судьба, сложился высокий уровень сходства их социальной организации и регуляции, правовых и политических систем, форм хозяйственного уклада и т.д.

Понятия культуры и цивилизации не тождественны. Они имеют много общего, но между ними существуют и различия. Три основные точки зрения на соотношение культуры и цивилизации:

Первая точка зрения. Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют существенные различия. Английский историк Арнольд Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

Вторая точка зрения. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Французский историк Фернан Бродель считал, что цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность, прежде всего, духовных явлений.

Третья точка зрения. Резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Немецкий философ, культуролог Освальд Шпенглер – автор концепции циклического развития культуры. В книге «Закат Европы» (1918-1922) говорит, что цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. В цивилизации господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Концепция О. Шпенглера основана на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации.

Более приемлемыми представляются первые две точки зрения к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между культурой и цивилизацией действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. В повседневной жизни мы не слишком различаем их. Цивилизованность предполагает наличие некоего уровня культуры, а культура, в свою очередь, включает в себя цивилизованность.

Когда появились культура и цивилизация? Культура сформировалась раньше, и в этом смысле она старше цивилизации, которая сложилась на стадии, пришедшей на смену эпохе варварства. Цивилизация возникла в результате неолитической революции (в железном веке) благодаря которой в эволюции человечества произошли глубокие изменения, главным из которых был переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящей технологии (земледелие и скотоводство).

На протяжении многих веков ведутся споры о том, что именно отделяет одну цивилизацию от другой. Было выделено множество критериев, среди которых наиболее важными являются:

1) географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Ш. Монтескье, Л. Л. Мечников); эта концепция получила название географического детерминизма;

2) особенности технологического развития (А. Тойнби),

3) религия (А. Тойнби, М. Вебер);

4) особенности этнической истории (Л. Н. Гумилев);