logo search
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского

посадника Остромира.

Автор "Остромировой летописи" начинает изложение русской истории с

построения Киева и тут же уравнивает хронологически с этим общерусским

событием свою местную северную историю, говоря о том, что словене, кривичи и

другие племена платили дань "в си же времена". Рассказав об изгнании

варягов, "насилье деявших", за море, автор описывает далее войны между

племенами.

"Словене свою волость имяху. (И поставиша град и нарекоша и Новъгород и

посадиша старейшину Гостомысла.) А Кривичи -- свою, а Меря -- свою, а Чюдь

-- свою [волость]. И въсташа сами на ся воевать и бысть межю ими рать велика

и усобица и въсташа град на град и не бе в них правды. И реша к собе "поищим

собе кънязя, иже бы владел нами и рядил по праву". Идоша за море к Варягам и

реша: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нету. Да пойдете к нам

къняжить и владеть нами".

Далее описывается приход Рюрика, Синеуса и Трувора к перечисленным

северным племенам: Рюрик княжил у словен, Трувор -- у кривичей (под Псковом

в Изборске), а Синеус -- у веси на Белоозере; меря по этой легенде осталась

без князя.

Историки давно обратили внимание на анекдотичность "братьев" Рюрика,

который сам, впрочем, являлся историческим лицом, а "братья" оказались

русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел "с роды

своими" ("sine use" -- "своими родичами" -- Синеус) и верной дружиной ("tru

war" -- "верной дружиной" -- Трувор).

"Синеус" -- sine bus -- "свой род".

"Трувор" -- thru waring -- "верная дружина".

Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского

сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший

шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за

имена его братьев. Достоверность легенды в целом и в частности ее

географической части, как видим, невелика. В Изборске, маленьком городке под

Псковом, и в далеком Белоозере были, очевидно, не мифические князья, а

просто сборщики дани.

Легенды о трех братьях, призванных княжить в чужую страну, были очень

распространены в Северной Европе в средние века. Известны легенды о

"добровольном" призвании норманнов в Ирландию и Англию. В Ирландию прибыли

три брата с мирными целями под предлогом торговли (как Олег в Киев). Вече

ирландцев оставило братьев у себя.

Видукинд Корвейский в своей "Саксонской хронике" (967 год) рассказывает

о посольстве бриттов к саксам, которые сказали, что "предлагают владеть их

обширной и великой страной, изобилующей всякими благами" (вспомним летопись:

"земля наша велика и обильна..."). Саксы послали три корабля с тремя

князьями. Во всех случаях иноземцы прибывали со своими родичами

("синеусами") и верной дружиной ("труварами").

Близость летописной легенды о призвании варягов к североевропейскому

придворному фольклору не подлежит сомнению. А двор князя Мстислава, как

увидим ниже, был родственно близок к тому, о котором писал Видукинд.

Было ли призвание князей или, точнее, князя Рюрика? Ответы могут быть

только предположительными. Норманнские набеги на северные земли в конце IX и

в X веке не подлежат сомнению. Самолюбивый новгородский патриот мог

изобразить реальные набеги "находников" как добровольное призвание варягов

северными жителями для установления порядка. Такое освещение варяжских

походов за данью было менее обидно для самолюбия новгородцев, чем признание

своей беспомощности. Приглашенный князь должен был "рядить по праву", то

есть мыслилось в духе событий 1015 года, что он, подобно Ярославу Мудрому,

оградит подданных какой-либо грамотой.

Могло быть и иначе: желая защитить себя от ничем не регламентированных

варяжских поборов, население северных земель могло пригласить одного из

конунгов на правах князя, с тем чтобы он охранял его от других варяжских

отрядов. Рюрик, в котором некоторые исследователи видят Рюрика Ютландского,

был бы подходящей фигурой для этой цели, так как происходил из самого

отдаленного угла Западной Балтики и был чужаком для варягов из Южной Швеции,

расположенных ближе к чуди и восточным славянам.

Наукой недостаточно разработан вопрос о связи летописных варягов с

западными, балтийскими славянами. Археологически связи балтийских славян с

Новгородом прослеживаются вплоть до XI века. Письменные источники XI века

говорят о торговле Западной Балтики с Новгородом. Можно допустить, что если

призвание иноземного князя имело место в действительности как один из

эпизодов противоваряжской борьбы, то таким князем мог быть Рюрик Ютландский,

первоначальное место княжения которого находилось по соседству с балтийскими

славянами. Высказанные соображения недостаточно обоснованны, чтобы на них

строить какую-либо гипотезу.

Продолжим рассмотрение летописи 1050 года, впервые в русской книжности

введшей легенду о призвании варягов:

"И от тех варяг, находьник тех, прозъвашася варягы; и суть

новъгородьстии людие до дьньшьняго дьне от рода варяжьска".

Эта обыкновенная фраза, объясняющая наличие шведов среди горожан

Новгорода (подтвержденное разными вариантами Русской Правды), у других

летописцев, как увидим далее, претерпела изменения, использованные

норманнистами.

Далее летопись 1050 года говорит:

"И бысть у них [у варягов] князь именъм Ольг, мужь мудр и храбр..."

[далее описывается разбойнический захват Олегом столицы Руси Киева] "и беша

и у него мужи варязи, словене и отьтоле прозъвашася русию".

По совершенно ясному смыслу фразы войско Олега, состоявшее, как позже у

Ярослава Мудрого, из варягов и словен, после овладения Киевом стало

называться Русью. "Оттоле", то есть с того срока, как Олег оказался

временным князем Руси, его воины и стали именоваться русью, русскими.

Совершенно исключительный интерес для уяснения отношения варягов к

северорусскому политическому строю представляет сообщение о дани варягам:

"А от Новагорода 300 гривен на лето мира деля, еже и ныне дають".

Дань, выплачиваемая "мира деля", есть откуп от набегов, но не

повинность подданных. Подобную дань киевские князья позднее выплачивали

половцам, для того чтобы обезопасить себя от неожиданных наездов. Византия в