logo search
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Владимир Сергеевич соловьев

1853 – 1900

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич русский религиозный философ, публицист, поэт. Родился в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева. С 1869 до 1873 г. учился в Московском университете на естественнонаучном и историко-филологическом факультетах. После окончания университета Соловьев еще один год, в качестве вольнослушателя, учился в Московской духовной академии. В 1874 г. защитил диссертацию на степень магистра философии по теме «Кризис западной философии. Против позитивизма» и был избран доцентом кафедры философии Московского университета. В 1875 г. был направлен в академическую командировку в Англию, Францию, Италию, Египет. По возвращении в Россию в 1876 г. Соловьев читает лекции по философии в Московском университете. В этот период он сближается с М. Н. Катковым, И. С. Аксаковым и другими московскими славянофилами. В 1877 г. оставляет Московский университет и получает назначение в Ученый комитет при Министерстве народного просвещения. Выступает с публичными лекциями под названием «Лекции о Богочеловечестве». В 1880 году защищает в Санкт-Петербургском университете докторскую диссертацию по философии по теме «Критика отвлеченных начал» и избирается приват-доцентом этого же университета. В 1882 - 84 гг. философ порывает со славянофильством. Он приходит к выводу, что идеал византизма, на котором строилась система славянофилов, означал отречение от самой сущности христианства, разобщение с цивилизованным миром. Согласно Соловьеву, Россия в великом споре Востока и Запада «не должна стоять на одной стороне, представлять одну из спорящих партий, — что она имеет в этом деле обязанность посредническую и примирительную». Человечество — «великое собирательное существо», а различные нации — его «живые члены». Такая позиция, на его взгляд, позволяет избежать национального эгоизма. Национальные различия народов будут сохраняться и развиваться в истории человечества, но в процессе социальной и культурной эволюции будет образовываться единая общность людей на единой духовно-нравственной основе — христианстве. Отсюда Русь должна возжелать «святого дела», а именно: соединения церквей (католической и православной), духовного примирения Востока и Запада в богочеловеческом единстве вселенского христианства. По Соловьеву, это и есть святое дело, которому Россия должна послужить. В 1900 г. Соловьев избирается почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности отделения русского языка и словесности.

Сочинения

1. Соловьев В. С. Сочинения: В Ют. СПб., 1911 - 1913.

2. Соловьев В. С. Письма: В 3 т. СПб., 1911.

3. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

4. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика М 1991.

5. Россия глазами русского. Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб., 1991.

6. Соловьев В. С. Собрание сочинений и писем: В 15 т. М., 1992.

7. Соловьев В. С. Оправдание зла. М., 1996.

Литература

1. Асмус В. Ф. В. С. Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988. № 6.

2. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988.

3. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990.

4. Асмус В. Ф. Владимир Соловьев. М., 1994.

5. Зернов Н. М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995.