Вавилонское общество
В Западной Азии, в Иране, на бывшей родине шумеров, как мы уже упоминали, рядом с хеттским обнаруживается еще одно общество.
Если попробовать установить связь этого общества с шумерским по критерий религии, то нам никак не удастся обнаружить здесь вселенскую церковь, обязательную при наличии сыновне-отеческих отношений. Однако анализ религии этого общества показывает, что она во многом тождественна государственной религии Шумера и Аккада времен аморитской династии Вавилона – религии, созданной не внутренним или внешним пролетариатом, а господствующим меньшинством.
Вавилонский пантеон отражает образ жизни господствующего меньшинства шумерского общества того времени, подобно тому как олимпийский пантеон отражает жизнь и мировоззрение варваров, захвативших в период междуцарствия минойский мир. И здесь отношения между богами представляют собой интерпретацию реальных политических коллизий, изложенных теологическим языком. В вавилонской фазе империи Шумера и Аккада политическое объединение шумерского общества в универсальное государство со столицей в Вавилоне повлекло за собой подчинение всех других богов Мардуку – местному богу Вавилона. В период правления Самсу-Илуны, непосредственного преемника Хаммурапи, всемогущество Мардука было подтверждено отождествлением его с Энлилем Господом (Бел) Ниппура – богом, который в период шумерского смутного времени был наиболее почитаем среди всех борющихся государств, каждое из которых претендовало на исключительное право иметь у себя его святыню 160.
Если обратиться к обществу, существовавшему в Ираке в XV в. до н.э., то можно заметить, что его религиозная система была заимствована из прошлого с минимальными изменениями, вызванными необходимостью адаптации к новым политическим условиям. Общество распалось на три государства – Вавилон, Ассирию и Элам, – и в каждом государстве местный верховный бог наделялся высшей властью. Имена других богов пантеона при этом не изменялись, сохранялось и количество их, и атрибутика, и сам ритуал. Первенство в пантеоне Вавилонии было отдано Мардуу-Белу, тогда как в Ассирии место верховного божества занял ассирийский бог Ашшур. Однако во всех других отношениях религии Вавилона и Ассирии были идентичны и копировали религию шумерского универсального государства последней фазы.
В мирской жизни мы, тем не менее, обнаруживаем некоторые существенные перемены. Например, главными структурными образованиями общества стали не города-государства, как это было с самого начала шумерской истории вплоть до упадка империи Шумера и Аккада, а более широкие политические объединения, включавшие в себя ряд городов, лишенных политической индивидуальности. Произошли перемены и в языковой сфере. Шумерский язык, постепенно уступавший место аккадскому, но продолжавший употребляться до окончательного распада шумерского универсального государства, теперь оказался мертвым. Однако его продолжали старательно изучать, ибо овладение аккадским семитским языком и клинописью представлялось невозможным без знания шумерского классического языка. В Вавилонии и Ассирии аккадский язык по-прежнему широко использовался в общественной и личной корреспонденции. С другой стороны, политическая независимость Элама, где аккадский язык был ранее столь же широко распространен, как и в Ираке, стала выражаться и через утверждение нового местного языка, первоначально имевшего статус диалекта 161.
Перемены в жизни общества были весьма значительны. Тем не менее, взяв преемственность в религиозной жизни в качестве критерия, нельзя не усомниться в том, что данное общество приходилось сыновним шумерскому. Причина этих сомнений прямо противоположна той, что не позволила нам установить родственную зависимость между шумерским и хеттским обществами, где связь была слишком слаба, чтобы можно было говорить об отечески-сыновних отношениях. В случае же с Вавилоном отношения, напротив, представляются слишком интимными. Мы не можем утверждать, что общество, обнаруженное в Ираке в более поздний век, сыновне-родственно шумерскому, ибо нет уверенности, что оно не идентично ему. Возможно, это всего лишь тщетная попытка шумерского общества возродить себя и свою историю, бесплодная проба сил на исторической сцене, предпринятая после того, как спектакль окончен и опущен занавес. К проблеме идентичности нам еще предстоит обращаться не раз. И было бы проще решать ее, если бы нынешнее описание обществ было завершено. Пока же без каких-либо предубеждений обратимся к обществу, обнаруженному в Ираке в XV в. до н.э., как к отдельному представителю обществ данного вида. Назовем это общество «вавилонским».
В истории Вавилона – эпилоге шумерской истории – было одно необыкновенное событие: милитаризация Ассирии. Когда империя Шумера и Аккада пала и варвары хлынули на ее земли (арии – с одной стороны, хетты – с другой и касситы – с третьей), Ассирия осталась единственным островком шумерского мира, сумевшим сохранить независимость. Сверхчеловеческими усилиями ассирийцы сдерживали натиск захватчиков. Тяжкое испытание это длилось несколько веков. И хотя они так и не были побеждены, впоследствии им пришлось испить горькую чашу до дна. Ассирийское государство вышло из выпавших на его долю испытаний как закаленный стальной клинок, но клинок, раз испробовав крови, вновь и вновь требует кровопролития. Воинственность Ассирии стала проклятием сирийского общества в период смутного времени. Но не меньшие беды милитаризм Ассирии принес ей самой. Постоянное противоборство с Вавилонией достигло кульминации в Столетней войне VII в. до н.э. 162, в которой Вавилон пал, чтобы затем воскреснуть, а Ниневия – чтобы исчезнуть навсегда. Последний великий подвиг Ассирии состоял в разрушении Элама, а Вавилония получила тогда столь жестокий удар, что не просуществовала после своей победы и столетия. Последний оплот вавилонского мира потерял независимость в 538 г. до н.э., когда Кир вошел в Вавилон. И хотя империя Ахеменидов управлялась из Вавилона и Суз (Сузы, столица Элама, были одним из трех великих городов вавилонского мира), высшим ее назначением было служить универсальным государством сирийского, а не вавилонского общества. В течение пяти столетий вавилонское общество постепенно исчезло. К началу христианской эры его уже не существовало.
- Арнольд Тойнби
- Постижение истории
- Введение
- Относительность исторического мышления
- Поле исторического исследования
- Сравнительное исследование цивилизаций. Обзор обществ одного вида Православное христианское общество
- Иранское и арабское общества
- Сирийское общество
- Индское общество
- Древнекитайское общество
- Реликтовые общества
- Минойское общество
- Шумерское общество
- Хеттское общество
- Вавилонское общество
- Андское общество
- Юкатанское, мексиканское и майянское общества
- Египетское общество
- Предварительная классификация обществ данного вида
- Общества полностью независимые
- Сравнимость данного вида Различие между цивилизациями и примитивными обществами
- Ложность концепции «единства цивилизации»
- Философский аспект временных координат обществ данного вида
- Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
- Сравнимость «фактов» при исследовании цивилизаций
- Часть первая Проблема генезиса цивилизаций
- Природа генезиса цивилизаций
- Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
- Позитивные факторы: раса и среда Расовая теория и расовое чувство
- Раса и цивилизация
- Вызов-и-ответ Вызов-и-ответ Действие вызова-и-ответа
- Вызовы и ответы в генезисе цивилизаций
- Генезис египетской цивилизации
- Генезис шумерской цивилизации
- Генезис китайской цивилизации
- Генезисы майянской и андской цивилизаций
- Область вызова-и-ответа «Полные паруса», или «Слишком хорошая земля» [прим37]232
- Возвращение природы
- Центральная Америка
- Северо-аравийская пустыня
- Остров Пасхи
- Стимул суровых стран
- Эгейские берега и их континентальные внутренние земли
- Аттика и Беотия
- Эгина и Аргос
- Стимул новых земель Свидетельства философии, мифологии и религии
- Свидетельство родственно связанных цивилизаций.
- Особый стимул заморской миграции
- Стимул ударов
- Стимул давлений «Форпосты» и «тылы»
- Русское православие.
- Шесть форпостов в истории Западной Европы Начало Западный мир против континентальных европейских варваров
- Западный мир против Московии
- Западный мир против Оттоманской империи
- Западный мир противдальнезападного христианства
- Западный мир против Скандинавии
- Западный мир против сирийского мира на Иберийском полуострове
- Стимул ущемления Природа стимула
- Миграция
- Рабство
- Религиозная дискриминация
- Золотая середина Закон компенсаций
- Что делает вызов чрезмерным?
- Сопоставление по трем параметрам
- Часть вторая
- Рост цивилизаций
- Проблема роста цивилизаций
- Задержанные цивилизации
- Эскимосы
- Кочевники
- Спартанцы
- Природа роста цивилизаций
- Процесс роста цивилизаций Критерий роста Усиливающаяся власть над человеческим окружением
- Рост власти над природой и средой
- Этерификация434
- Перенос поля действия
- Анализ роста Отношение между растущими цивилизациями и индивидами
- Уход-и-возврат Личности
- Социальные группы
- Греция во второй главе эллинской истории
- Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях Движение Ухода-и-Возврата
- Апостол Павел
- Святой Игнатий Лойола
- Плеяда историков
- Ибн Хальдун
- Конфуций
- Уход-и-Возврат в истории цивилизаций
- Дифференциация в ходе роста
- Надломы цивилизаций Убедителен ли детерминизм?
- Механичность мимесиса
- Смена ролей
- Афины и Венеция: поклонение эфемерной личности
- Восточная Римская империя: поклонение эфемерному институту
- Давид и Голиаф: поклонение эфемерному техническому средству
- Папский престол: отравление победой
- Часть третья
- Распады цивилизаций
- Критерий распада
- Подход к проблеме
- Движение раскола-и-палингенеза
- Раскол в социальной системе Правящее меньшинство
- Внутренний пролетариат Эллинский прототип
- Внешний пролетариат Отчуждение прозелита
- Раскол в душе Альтернативные формы поведения, чувства и жизни
- Отшельничество и аскетизм
- Труантизм 596и мученичество
- Чувство греха
- Чувство промискуитета
- Вульгаризиция правящего меньшинства
- Вульгаризация и варваризация в искусстве
- Чувство единства
- Архаизм Архаизм в институтах и идеях
- Архаизм в искусстве
- Архаизм в языке и литературе
- Архаизм в религии
- Самоуничтожение архаизма
- Футуризм Отношение между футуризмом и архаизмом
- Разрыв с настоящим Разрыв в манерах
- Разрыв в институтах
- Разрыв в светской культуре и религии
- Самотрансценденция футуризма
- Отрешение
- Преображение
- Палингенез
- Анализ распада Творческий гений в роли спасителя
- Спаситель с мечом
- Спаситель с «машиной времени»
- Философ в маске короля
- Бог, воплотившийся в Человеке
- Ритмы распада
- Ритм эллинистической истории
- Ритм китайской истории
- Ритм шумерской истории
- Часть четвертая Универсальные государства Цели или средства?
- Универсальные государства как цели Мираж бессмертия Парадоксальное непонимание
- Последствия Римской империи и Арабского халифата
- Последствия Маньчжурской, Оттоманской и Могольской империй
- Признаки умерших универсальных государств
- Священная Римская империя
- Посещение османов и моголов «призраком призраков»
- «Великая идея» современных греков
- Москва – Третий Рим
- Загадка престижа императорского двора в Японии
- Источник иллюзии
- Универсальные государства как средства Цена эвтанасии 728
- Кондуктивность универсальных государств
- Психология мира
- Провинции Мотивы действий имперских властей
- Финансовые функции провинций
- Юридические функции провинции
- Военные функции провинций
- Столицы Законы, управляющие миграцией столиц
- Миграция столиц иностранных основателей империи
- Миграция столиц варварских основателей империи
- Миграция столиц метрополий
- Кто извлекает выгоду?
- Часть пятая Вселенские церкви Церковь как «раковая опухоль»
- Церковь как «куколка»
- Церковь как высший вид общества Изменение ролей
- Откровение через страдание
- Единодушие и разногласия высших религий
- Ценность различий
- Роль цивилизаций
- Цивилизация как регресс
- Вызов воинственности на земле Причины регресса
- Предчувствие духовного возрождения
- Возможность духовного роста
- Часть шестая Героические века Варварское прошлое
- Образ реальности
- Контакты между цивилизациями в пространстве
- Современный запад и россия
- Современный запад и восточная азия
- Контакты эллинистического общества
- Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Психологические последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Контакты цивилизаций во времени Ренессанс институтов, правовых систем и философии
- Ренессансы языка, литературы и изобразительного искусства
- Религиозные ренессансы
- Часть седьмая Вдохновение историков Взгляд историка
- Привлекательность фактов истории Восприимчивость
- Любопытство
- Блуждающий огонек всеведения
- Импульс к исследованию отношений между фактами Критические реакции
- Творческие ответы
- II. Неразвившиеся цивилизации
- [Прим10]
- [Прим11]
- [Прим12]
- [Прим13]
- [Прим14]
- [Прим37]
- [Прим111]
- I. Расцветшие цивилизации
- II. Неразвившиеся цивилизации
- III. Застывшие цивилизации