logo search
Огромная фигня по художке

Парковое искусситво

Садо́во-па́рковое иску́сство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при различных сооружениях: храмах, дворцах, усадьбах. Планировка садов в Древнем Египте была строго регулярной, поскольку это облегчало орошение растений. В Древней Греции в садах впервые появилась скульптура и архитектурные сооружения — колоннады и алтари для различных церемоний. В древнеримских садах были использованы сложные гидротехнические сооружения — искусственные водоёмы и фонтаны.В Средние века регулярные сады в арабских странах состояли из двух половин — цветочной (гюлистан) и плодовой (бустан). На Пиренейском полуострове, завоёванном арабами, сложился особый тип небольшого сада в дворике при замке. В отличие от европейских, сады в Японии, Китае и Корее строились по принципу пейзажной композиции, воплощающей идею вечной обновляемости природы.

Первая в истории концепция регулярного сада была разработана лишь в эпоху Возрождения итальянским архитектором Джакомо Виньолой. Настоящая эпоха расцвета паркового строительства связана с господством стилей барокко и особенно классицизма. В это же время сложились и основные принципы паркового строительства. В садах XVI века и регулярных парках XVII—XVIII веков строения и деревья выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок — шпалер. Позднее на их основе сложились основные типы парков:

Первые сведения о русских садах относятся к XII в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В XVII в. в Москве существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для которых была характерна связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Традиции садово-паркового искусства XVII в. творчески развивались в петербургских дворцово-парковых ансамблях начала XVIII в. (архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.); этим паркам свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным решениям парки середины XVIII в. (архитекторы В. В. Растрелли и др.): в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Петергофе (ныне Петродворец), в Кусково и Архангельском. С конца XVIII в. получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов, архитекторы В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Г. Гонзаго и др.), лучшие образцы которой - парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, парк в Кузьминках, а также украинские парки - Софиевка в Умани, Александрия в Белой Церкви, Тростянецкий парк в Черниговской области.

С середины XIX в. в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки (в основном в пригородах). Первоначально в них господствовали приёмы свободной ("английской") планировки, но к концу XIX в. в садово-парковом искусстве всё чаще сочетались элементы регулярного и ландшафтного построения (мастера Ф. Л. Олмстед и И. Иенсен, США). В целом садово-парковое искусство конца XIX - начала XX вв. переживало упадок (измельчение планировочных структур, вычурность цветочного оформления и малых форм архитектуры). Началось увлечение микрокомпозициями типа японского сада, патио, альпийской горки, чему способствовали достижения в области селекции растений и дендрологии. Некоторые мастера использовали в садово-парковом искусстве приёмы современного изобразительного искусства (испанец А. Гауди, бразилец Р. Бурле Маркс и др.).

В XX в. появились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог - "линейные", исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом). Создаются большие городские парки для массового отдыха (Центральный парк в Нью-Йорке), сохраняются или воссоздаются естественные ландшафты (например, в финском городе Лахти), восстанавливаются отработанные территории (парк Олимпийского комплекса в Мюнхене), обогащаются пластические возможности естественной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и т. д.

В СССР и других социалистических странах основой садово-паркового искусства является общественное парковое строительство. Характерны парки культуры и отдыха (например, Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. Горького в Москве, 1935-41, архитектор А. В. Власов, парк в Катовице, ПНР, и др.), которые стали важной частью системы озеленения городов и других населённых пунктов. Они рассчитаны на разнообразные виды отдыха различных демографических групп населения. Композиционные приёмы таких парков основаны на функционального зонировании территории, выявлении пространственной специфики различных общественных сооружений, расположенных в этих парках (например, Зелёный театр в ЦПКиО имени М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческом поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине), а также аттракционов, читален, лекториев. Получают распространение типы парков различного функционального назначения - детские, спортивные, выставочные, зоологические, ботанические, парки при мемориальных сооружениях. Их облик соответствует назначению. Мемориальные парки отличаются торжественностью, монументальностью, детские - "сказочной" тематикой оформления, уменьшенными масштабами, ботанические - особой декоративностью.

В парках, создаваемых на базе лесных массивов (Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский парк в Москве), раскрываются эстетические возможности лесной среды, в которую необходимые элементы благоустройства включаются так, чтобы не нарушить сложившуюся экологическую закономерность и вместе с тем придать ей максимальную художественную выразительность. В городах, особенно расположенных в степной или полупустынной зоне, парки в сочетании с водными бассейнами заметно способствуют улучшению окружающей среды (парк имени 20-летия ВЛКСМ в Караганде, парки в Душанбе, Ташкенте, Навои и др.). Парки Закавказья иногда располагаются на крутых склонах, в узких горных долинах и каньонах, что придаёт им большую живописность (Нагорный парк имени С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси). В этих парках устраиваются сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60-80-х гг. в связи с размахом гидротехнического строительства и осушительных работ многие новые парки располагаются в ранее затапливавшихся паводками речных долинах, на островах, побережьях естественных и искусственных морей, а также водохранилищ ("Острова юности" в Иркутске, Днепровский гидропарк в Киеве, Южно-Приморский парк имени В. И. Ленина в Ленинграде). Некоторые парки создаются на рекультивируемых землях, на отработанных карьерах заводов (Московский парк Победы в Ленинграде), на карьерах, связанных с добычей полезных ископаемых (Александровский парк в Орджоникидзе, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве в Эстонии). Для современных парков характерны свободные пейзажные и регулярные пространств, построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов и включающие регулярно распланированные зоны. Среди крупных советских паркостроителей - В. И. Долганов, Л. А. Ильин, В. Д. Кирхоглани, Е. И. Катонин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов, Н. Н. Степанов.