logo search
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода

варягам выплачивалась вплоть до смерти Ярослава Мудрого в 1054 году

(летописец, писавший около 1050 года, говорил о том, что "и ныне дають").

Выплата этой дани никоим образом не может быть истолкована как

политическое господство норманнов в Новгороде. Наоборот, она предполагает

наличие местной власти в городе, могущей собрать значительную сумму (по

ценам XI века достаточную для закупки 500 ладей) и выплатить ее такой

внешней силе, как варяги, ради спокойствия страны. Получающие откуп (в

данном случае -- варяги) всегда выглядят первобытнее, чем откупающиеся от

набегов.

Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в

Киев, а в Новгород "и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе". В других

летописях говорится о месте погребения Олега иначе: "друзии же сказають [то

есть поют в сказаниях], яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того

умре".

Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как

характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века

не знали точно, где он умер -- в Ладоге или у себя на родине за морем. Через

семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется

на окраине Киева.

Все данные новгородской "Остромировой летописи" таковы, что не

позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно

сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен,

которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов. Даже легенда о

призвании князя Рюрика выглядит здесь как проявление государственной

мудрости самих новгородцев.

Рассмотрим историческую обстановку другой эпохи, когда подробный и

значительный труд Нестора дважды переделывался сначала при участии игумена

Сильвестра Выдубицкого, а потом неизвестным по имени писателем, являвшимся

доверенным лицом князя Мстислава Владимировича Мономашича. Этот писатель от

первого лица вел рассказ о своем посещении Ладоги в 1114 году (там он

проявил археологический интерес к древним бусам, вымываемым из почвы водой).

Назовем его условно Ладожанином. По мнению А. А. Шахматова, он переделывал

свод Нестора в 1118 году (так называемая третья редакция "Повести временных

лет").

Владимир Мономах, талантливый государственный деятель и полководец,

оказался на киевском великокняжеском столе не по праву династического

старшинства -- он был сыном младшего из Ярославичей (Всеволода), а были живы

и представители старших ветвей. Взаимоотношения Мономаха с богатым и

могущественным киевским боярством были сложными. Последние годы жизни

Всеволода Ярославича Владимир состоял при больном отце и фактически управлял

государством. После смерти Всеволода в 1093 году боярство, недовольное

Владимиром, передало киевский стол бездарному Святополку (по старшинству), и

Мономах двадцать лет безуспешно добивался престола. Только в 1113 году

(после смерти Святополка) в самый разгар народного восстания боярство

обратилось с приглашением к Владимиру, княжившему тогда в Переяславле

Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий), призывая его на киевский престол.

Мономах согласился, прибыл в Киев и немедленно дополнил Русскую Правду

особым "Уставом", облегчавшим положение простых горожан.

Как истинный государственный муж, Мономах, действуя среди

князей-соперников, всегда заботился об утверждении своих прав, о правильном

освещении своих дел. Без лишней скромности он самолично написал знаменитое

"Поучение", которое является отчасти мемуарами (где, как во всех мемуарах,

автор заботится о выгодном освещении своей деятельности), отчасти конспектом

для летописца, в котором перечисляются 83 похода Владимира в разные концы

Европы.

Его внимание к летописи, к тому, как будут показаны в книгах его дела,

его законы, его походы современникам и потомкам, проявилось в том, что он

ознакомился с летописью Нестора (писавшего при его предшественнике) и

передал рукопись из Печерского монастыря в Выдубицкий, основанный его отцом.

Игумен этого монастыря Сильвестр кое-что изменил в полученной книге (1116

год), но это, очевидно, не удовлетворило высокого заказчика. Новая переделка

была поручена Ладожанину.

В новгородской "Остромировой летописи" Мономаху импонировали три идеи:

первая -- законность приглашенного со стороны князя (каким являлся и он

сам); вторая -- князь появляется как успокоитель волнений, напоминающих

киевскую ситуацию 1113 года ("...рать велика и усобица и въсташа град на

град...", летопись 1050 года); третья -- приглашенный князь устраняет

беззаконие ("...и не бе в них правды...") и должен "рядить по праву".

Мономах к этому времени уже издал свой новый "Устав".

Созвучие летописи 1050 года состоянию дел при Мономахе достаточно

полное. О варягах как таковых здесь нет и речи; смысл несомненной аналогии,

как мы видим, совершенно в другом. Однако поправки к рукописи Нестора (1113

года), сделанные Ладржанином, носят явно проваряжский характер. Здесь мы

должны упомянуть о сыне Мономаха Мстиславе, с именем которого А. А. Шахматов

связывал редакцию 1118 года, создававшуюся под его надзором.

Все тяготения вставок в "Повесть временных лет" к северу, все

проваряжские элементы в них и постоянное стремление поставить Новгород на

первое место, оттеснить Киев -- все это становится вполне объяснимым, когда

мы знакомимся с личностью князя Мстислава Владимировича. Сын англичанки Гиты

Гаральдовны (дочери английского короля), женатый первым браком на шведской,

варяжской, принцессе Христине (дочери короля Инга Стенкильсона), а вторым

браком на новгородской боярышне, дочери посадника Дмитрия Завидовича (брат

ее, шурин Мстислава, тоже был посадником), Мстислав, выдавший свою дочь за

шведского короля Сигурда, всеми корнями был связан с Новгородом и Севером

Европы.

Двенадцатилетним отроком в 1088 году княжич был отправлен дедом в

Новгород, где с 1095 года он княжил непрерывно до отъезда в Киев к отцу в