logo search
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Василий Васильевич розанов

1856 – 1919

РОЗАНОВ Василий Васильевич — русский религиозный философ, публицист, литературный и художественный критик. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Преподавал историю и географию в гимназиях российских провинциальных городов (1880 – 1893). В конце 1890-х гг. оставил государственную службу и полностью переключился на журналистику. Розанов сотрудничал в журналах различной политической ориентации: «Русский вестник», «Русское обозрение», «Новое время», «Русский труд», «Мир искусства», «Новый путь», «Золотое руно», «Весы» и др. В 1901 - 1903 гг. он — активный участник Петербургских религиозно-философских собраний. Многочисленные статьи и книги Розанова пользовались большой популярностью и вызывали огромное количество откликов. После революции 1917 года он вместе с семьей переехал в Сергиев Посад (у Троице-Сергиевой лавры), где и скончался в крайней нужде. Розанов оставил обширное литературное наследие; составленный им самим незадолго до смерти план Полного собрания сочинений должен был включать 50 томов.

Розанов — уникальное явление во всей русской культуре. Находясь в эпицентре культурных процессов, он не просто символизировал или аккумулировал важнейшие тенденции своего времени, но сам являлся их реальным воплощением. В работах Розанова культура предстает как сама жизнь, фиксируемая в разрозненности беспрерывных трансформаций, мгновенных переходов и причудливых ансамблей, которые, тем не менее, не распадаются, не разлетаются, но, напротив, составляют неразрывное единство — единство живой ткани.

Хотя мировоззрение Розанова обладает достаточной цельностью, а в его многообразном творчестве есть определенное единство, он не создал какой-либо законченной, логически выверенной концепции.

В многообразном наследии Розанова можно обозначить ряд сюжетов, тех тематических блоков, к которым авторская мысль постоянно возвращалась. Реконструировать концептуальные постулаты его рассуждений, тем более изложить выводы, к которым он приходит по тому или иному вопросу, практически невозможно: взгляды мыслителя беспрерывно эволюционировали.

Многие работы Розанова посвящены христианству, его месту в истории человечества, церковным институтам. Особое внимание мыслитель уделял той роли, которую христианство играло в отечественной культуре. Христианство рассматривается им как ансамбль, составленный из множества разрозненных, порой трагически противоречащих друг другу и конфликтующих между собой пластов. Обнаружение связей христианства с иными контекстами — национальными, социальными, ментальными и пр. — позволяют Розанову описать те аутентичные феноменальные и дискурсивные пласты, которые определяют облик современной цивилизации (книги «Древо жизни», «Во дворе язычников», «О библейской поэзии», «Сущность иудаизма»). Положения, высказанные в работах «Около церковных стен», «В темных религиозных лучах», «Религия и культура», «Русская церковь», казались парадоксальными, вызывали протест как со стороны церковных ортодоксов, так и со стороны светских мыслителей.

Большое место в размышлениях Розанова занимает «метафизика пола». Считая пол той сферой человека, где он таинственным образом связывается со всей природой и где творится его душа, мыслитель полагает, что все «остальное» — лишь развитие тайны пола. Пол, по его мнению, не функция и не орган, «пол выходит из границ естества, он — внеестественен и сверхъестественен. Пол не есть вовсе тело, тело клубится около него и из него» («В мире неясного и нерешенного»). Брак, семья, материнство, дети, приватность — темы его особого внимания. Поэтизация домашнего быта, столь характерная для мыслителя, позволяет констатировать, что именно здесь, на уровне структур повседневности, в теплоте «скомканных простыней», пребывает подлинность жизни и культуры (книги «В мире неясного и нерешенного», «Мимолетное», «Уединенное», «Опавшие листья», «Брак и развод», «Смертное» и пр.).

Розанов оставил замечательную хронику чуть ли не всех значительных событий культурной жизни России и Европы первых двух десятилетий нашего века.

Особо следует остановиться на стиле Розанова, на той абсолютно уникальной и неподражаемой манере письма, о которой даже самые рьяные противники мыслителя высказывались с восхищением. За исключением первой, не содержащей никаких особенных оригинальных идей и не вызвавшей никакого интереса работы «О понимании» (1886), он не писал больших произведений. Все его книги — это, как правило, собрание, во многом случайное и зачастую даже не им произведенное, под одной обложкой отдельных, разрозненных, уже напечатанных ранее в периодике статей, объединенных по формально-тематическому признаку. Причем многие фрагменты могли кочевать из одной книги в другую, составлять различные текстовые ансамбли. Не написав ни одного литературно-художественного произведения, он заслуженно пользовался репутацией одного из самых замечательных русских писателей: магия его речи завораживала любую аудиторию. Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский, Вяч. Иванов, В. Я. Брюсов, Андрей Белый, А. П. Чехов, М. И. Цветаева и мн. другие отмечали его изумительный литературный талант, считали одним из «гениальных наших писателей» (3. Гиппиус).

Сочинения

1. Розанов В. В. Сочинения. Т. 1 Религия и культура. Т. 2 Уединенное. М., 1990.

2. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.

3. Розанов В. В. Среди художников. М., 1994.

4. Розанов В. В. Мимолетное. М., 1994.

5. Розанов В, В, В мире неясного и нерешенного. М., 1995.

6. Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995.

7. Розанов В. В. О писательстве и писателях. М., 1995.

8. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. М., 1996.

Литература

1. Голлербах Э. В. В. Розанов: Жизнь и творчество. Париж, 1922.

2. В. В. Розанов: pro et contra: Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей / Сост. В. А. Фатеев: В 2 т. СПб., 1995.

3. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2.

4. Фатеев В. А. В. В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991.