Привлекательность фактов истории Восприимчивость
Если мы не ошибаемся в рассмотрении Истории как взгляда на божественное творение, находящееся в движении от божественного источника к божественной цели, нас не должно удивлять, что в умах существ, наделенных сознанием, История пробуждается как простое свидетельство того, что они живы. Но поскольку Время – это вечно бурлящий поток, то ускоряющий, то замедляющий свой бег, мы ничуть не удивимся, обнаружив, что внутренняя восприимчивость человека к впечатлениям Истории остается всегда примерно на одном и том же уровне. Колебания этой восприимчивости зависят, как правило, только от конкретных исторических обстоятельств.
Например, мы не раз убеждались, что живость исторических впечатлений пропорциональна их силе и болезненности. Возьмем поколение, детство которого совпало с переходом нового западного общества к новейшему, то есть пришлось на конец XIX в. Человек, ребенком переживший Гражданскую войну в южных штатах Америки, несомненно, обладал более глубоким историческим сознанием, чем его современник, проведший детство свое на Севере. По этой же причине француз, взрослевший в период франко-прусской войны и Парижской коммуны, переживший все взлеты и падения 1870-1871 гг., оказался наделенным куда более острым историческим сознанием, чем любой из его современников в Швейцарии, Бельгии или Англии.
Однако история способна оказывать влияние на человеческое воображение и сквозь века, возбуждая память об ушедшем прошлом. История воздействует на восприимчивые души своими памятниками и мемориалами, названиями улиц и площадей, архитектурой, изменениями в моде, политическими событиями, традиционными праздниками, церемониями и парадами, литургиями.
Консерватизм церковных учреждений, призванный облечь в стройные формы высшие религии, несомненно, сделал их наиболее мощными излучателями впечатлений, хранилищами духа исторических событий и исторических характеров. Основная проблема, с которой сталкивались все сотериологические религии 809, – это проблема просвещения масс. И эта проблема успешно решалась через преподавание истории и передачу нравственного закона в наглядной форме. Даже в мечети, где возможности использования изобразительных искусств в целях просвещения были ограничены верностью пророка Мухаммеда второй заповеди Моисея, архитектурные линии искусно воздействовали на религиозное чувство верующих. В христианской церкви – пока она не превратилась в молельню одной из западнохристианских сект, где вторая заповедь соблюдается с мусульманской строгостью, – пророки, апостолы и мученики помещались вокруг изображения Господа во всеоружии своих традиционных атрибутов: с крестом, мечом, колесом или книгой и пером в руке.
Нетрудно заметить, что в те дни, когда живые цивилизации сохранялись под эгидой живой высшей религии в своей традиционной форме, посещение церкви (мечети, синагоги, индуистского или буддийского храма) автоматически приобщало верующего к истории. Образование было столь же эффективным, сколь и неформальным, охватывая самые широкие слои населения, не имевшего возможности посещать школу. Христос и его апостолы, святые и мученики, патриархи и пророки, библейская перспектива истории от сотворения через грехопадение и искупление до Страшного Суда – все это воспринималось как истинная реальность, более важная для христианских душ, чем местные светские курсы истории.
Ссылаясь чистосердечно на свой личный опыт, признаюсь, что, чем дольше живу я, тем глубже ощущаю, как счастлив я тем, что родился в ту пору западной цивилизации, когда было нормой водить детей в церковь каждое воскресенье, что я получил классическое образование, изучая латынь и греческий в школе и университете. Во дни моего детства латынь и греческий не были еще вытеснены из системы образования западными местными языками и литературами, средневековой и современной западной историей и естествознанием.
Автоматический стимул социального окружения, в котором рождается и растет человек, и есть самый ранний и наиболее мощный источник вдохновения потенциальных историков. Однако этого оказывается недостаточно по двум причинам.
Во-первых, даже в цивилизациях третьего поколения, выросших из куколок-церквей, неформальное обучение истории при посредстве церковного института никогда не пронизывало общества до его глубин, поскольку подавляющее большинство населения любого общества – это крестьяне. Так, к 1952 г. крестьянство составляет три четверти всего ныне живущего человечества. А крестьянству, как известно, история всегда представляется ничего не значащей сказкой, несмотря на всю ее поучительность и основательность. Крестьянство, захваченное вихрем истории, втянутое в цивилизацию, чтобы материально обеспечить привилегированное меньшинство, и по сей день остается самым несчастным братом тех примитивных обществ, которые цивилизации еще просто не успели поглотить. В крестьянском сознании правительство всегда было таким же неизбежным и безжалостным бичом, как, например, война, чума или голод.
Единственный отрывок Истории, к которому крестьянство могло бы почувствовать какой-то интерес, – это доисторическая эпоха, когда дочеловек стал человеком – явление по своей исторической значимости более выдающееся, чем возникновение цивилизаций. Однако это историческое событие, извлеченное на свет Божий западными археологами, антропологами и психологами не гак уж давно, угасло в памяти народной еще много веков назад, и практически примитивная подпочва ныне живущих цивилизаций все еще остается абсолютно лишенной всякого исторического сознания. По сути дела, для трех четвертей населения нашей планеты и сейчас, то есть в 1952 г. История не существует. И это случилось не потому, что большинство демонстрирует меньшую восприимчивость к просвещению, но потому, что большинство до сих пор живет не по законам Истории, а в ритмах Природы.
Однако даже для меньшинства, социальное окружение которого нацелено на изучение Истории, эта предрасположенность к радиации исторического социального окружения сама по себе не является достаточной, чтобы побудить ребенка стать историком. Пассивная восприимчивость, без которой он никогда бы не встал на истинный путь, также недостаточна, чтобы достичь намеченной гавани, – для этого необходимо вдохновение и желание поднять собственные паруса.
- Арнольд Тойнби
- Постижение истории
- Введение
- Относительность исторического мышления
- Поле исторического исследования
- Сравнительное исследование цивилизаций. Обзор обществ одного вида Православное христианское общество
- Иранское и арабское общества
- Сирийское общество
- Индское общество
- Древнекитайское общество
- Реликтовые общества
- Минойское общество
- Шумерское общество
- Хеттское общество
- Вавилонское общество
- Андское общество
- Юкатанское, мексиканское и майянское общества
- Египетское общество
- Предварительная классификация обществ данного вида
- Общества полностью независимые
- Сравнимость данного вида Различие между цивилизациями и примитивными обществами
- Ложность концепции «единства цивилизации»
- Философский аспект временных координат обществ данного вида
- Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
- Сравнимость «фактов» при исследовании цивилизаций
- Часть первая Проблема генезиса цивилизаций
- Природа генезиса цивилизаций
- Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
- Позитивные факторы: раса и среда Расовая теория и расовое чувство
- Раса и цивилизация
- Вызов-и-ответ Вызов-и-ответ Действие вызова-и-ответа
- Вызовы и ответы в генезисе цивилизаций
- Генезис египетской цивилизации
- Генезис шумерской цивилизации
- Генезис китайской цивилизации
- Генезисы майянской и андской цивилизаций
- Область вызова-и-ответа «Полные паруса», или «Слишком хорошая земля» [прим37]232
- Возвращение природы
- Центральная Америка
- Северо-аравийская пустыня
- Остров Пасхи
- Стимул суровых стран
- Эгейские берега и их континентальные внутренние земли
- Аттика и Беотия
- Эгина и Аргос
- Стимул новых земель Свидетельства философии, мифологии и религии
- Свидетельство родственно связанных цивилизаций.
- Особый стимул заморской миграции
- Стимул ударов
- Стимул давлений «Форпосты» и «тылы»
- Русское православие.
- Шесть форпостов в истории Западной Европы Начало Западный мир против континентальных европейских варваров
- Западный мир против Московии
- Западный мир против Оттоманской империи
- Западный мир противдальнезападного христианства
- Западный мир против Скандинавии
- Западный мир против сирийского мира на Иберийском полуострове
- Стимул ущемления Природа стимула
- Миграция
- Рабство
- Религиозная дискриминация
- Золотая середина Закон компенсаций
- Что делает вызов чрезмерным?
- Сопоставление по трем параметрам
- Часть вторая
- Рост цивилизаций
- Проблема роста цивилизаций
- Задержанные цивилизации
- Эскимосы
- Кочевники
- Спартанцы
- Природа роста цивилизаций
- Процесс роста цивилизаций Критерий роста Усиливающаяся власть над человеческим окружением
- Рост власти над природой и средой
- Этерификация434
- Перенос поля действия
- Анализ роста Отношение между растущими цивилизациями и индивидами
- Уход-и-возврат Личности
- Социальные группы
- Греция во второй главе эллинской истории
- Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях Движение Ухода-и-Возврата
- Апостол Павел
- Святой Игнатий Лойола
- Плеяда историков
- Ибн Хальдун
- Конфуций
- Уход-и-Возврат в истории цивилизаций
- Дифференциация в ходе роста
- Надломы цивилизаций Убедителен ли детерминизм?
- Механичность мимесиса
- Смена ролей
- Афины и Венеция: поклонение эфемерной личности
- Восточная Римская империя: поклонение эфемерному институту
- Давид и Голиаф: поклонение эфемерному техническому средству
- Папский престол: отравление победой
- Часть третья
- Распады цивилизаций
- Критерий распада
- Подход к проблеме
- Движение раскола-и-палингенеза
- Раскол в социальной системе Правящее меньшинство
- Внутренний пролетариат Эллинский прототип
- Внешний пролетариат Отчуждение прозелита
- Раскол в душе Альтернативные формы поведения, чувства и жизни
- Отшельничество и аскетизм
- Труантизм 596и мученичество
- Чувство греха
- Чувство промискуитета
- Вульгаризиция правящего меньшинства
- Вульгаризация и варваризация в искусстве
- Чувство единства
- Архаизм Архаизм в институтах и идеях
- Архаизм в искусстве
- Архаизм в языке и литературе
- Архаизм в религии
- Самоуничтожение архаизма
- Футуризм Отношение между футуризмом и архаизмом
- Разрыв с настоящим Разрыв в манерах
- Разрыв в институтах
- Разрыв в светской культуре и религии
- Самотрансценденция футуризма
- Отрешение
- Преображение
- Палингенез
- Анализ распада Творческий гений в роли спасителя
- Спаситель с мечом
- Спаситель с «машиной времени»
- Философ в маске короля
- Бог, воплотившийся в Человеке
- Ритмы распада
- Ритм эллинистической истории
- Ритм китайской истории
- Ритм шумерской истории
- Часть четвертая Универсальные государства Цели или средства?
- Универсальные государства как цели Мираж бессмертия Парадоксальное непонимание
- Последствия Римской империи и Арабского халифата
- Последствия Маньчжурской, Оттоманской и Могольской империй
- Признаки умерших универсальных государств
- Священная Римская империя
- Посещение османов и моголов «призраком призраков»
- «Великая идея» современных греков
- Москва – Третий Рим
- Загадка престижа императорского двора в Японии
- Источник иллюзии
- Универсальные государства как средства Цена эвтанасии 728
- Кондуктивность универсальных государств
- Психология мира
- Провинции Мотивы действий имперских властей
- Финансовые функции провинций
- Юридические функции провинции
- Военные функции провинций
- Столицы Законы, управляющие миграцией столиц
- Миграция столиц иностранных основателей империи
- Миграция столиц варварских основателей империи
- Миграция столиц метрополий
- Кто извлекает выгоду?
- Часть пятая Вселенские церкви Церковь как «раковая опухоль»
- Церковь как «куколка»
- Церковь как высший вид общества Изменение ролей
- Откровение через страдание
- Единодушие и разногласия высших религий
- Ценность различий
- Роль цивилизаций
- Цивилизация как регресс
- Вызов воинственности на земле Причины регресса
- Предчувствие духовного возрождения
- Возможность духовного роста
- Часть шестая Героические века Варварское прошлое
- Образ реальности
- Контакты между цивилизациями в пространстве
- Современный запад и россия
- Современный запад и восточная азия
- Контакты эллинистического общества
- Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Психологические последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Контакты цивилизаций во времени Ренессанс институтов, правовых систем и философии
- Ренессансы языка, литературы и изобразительного искусства
- Религиозные ренессансы
- Часть седьмая Вдохновение историков Взгляд историка
- Привлекательность фактов истории Восприимчивость
- Любопытство
- Блуждающий огонек всеведения
- Импульс к исследованию отношений между фактами Критические реакции
- Творческие ответы
- II. Неразвившиеся цивилизации
- [Прим10]
- [Прим11]
- [Прим12]
- [Прим13]
- [Прим14]
- [Прим37]
- [Прим111]
- I. Расцветшие цивилизации
- II. Неразвившиеся цивилизации
- III. Застывшие цивилизации