logo search
ОБРАЗОВАНИЕ_ДРЕВНЕРУССКОГО_

Первый период русской истории.

Если мы заглянем в «Русскую историю» Ключевского В. О., то увидим, что I период русской истории ведется с древней их времен и до конца XII или начала XIII в

Около половины XIв территория, на которой сосредотачивалась главная масса русского населения, тянулась длинной и довольно узкой полосой по среднему и верхнему Днепру с его притоками и далее на север через водораздел до устьев Волхва. Эта территория политически раздроблена на области, «волости», в каждой из которых политическим средоточением служил большой торговый город, первый устроитель и руководитель политического быта своей области. Эти города называются волосными. Вместе с тем эти города служили средоточением и руководителями экономического движения, направлявшего хозяйственный быт тогдашней Руси, внешней торговли. Все другие явления этого времени, учреждения, социальные отношения, нравы, успехи знания и искусства, даже нравственно-религиозной жизни, были прямыми или отдаленными последствиями совокупного действия двух факторов, волосного торгового города и внешней торговли. Основным вопросом, представляющимся при изучении этого периода, является то, как и какими условиями создан был данный склад политических и экономических отношений, когда появилось на указанной полосе славянское население и чем вызваны к действию оба указанных фактора.

В нашей исторической литературе существует два взгляда на начало нашей истории. Один из них рассматривается в критическом исследовании нашей истории о древнерусских летописях, составленный членом Академии наук XVIII в., знаменитым ученым немцем Шлецером. Вот основные черты его предположения, которого придерживались Карамзин, Погодин, Соловьев. До половины IX в., т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру на право и налево все было дико и пусто, покрыто мраком: жили здесь люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано живущими дикарями, славянами и финнами, зачатки гражданственности в первые были занесены пришельцами из Скандинавии варягами около половины IX в. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель повести о начале Русской земли, по-видимому оправдывала этот взгляд. В ней мы можем увидеть, что восточные славяне до принятия христианства жили «звериным образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим». Итак, нашу историю следует начинать не раньше половины IX в.

Другой взгляд на начало нашей истории прямо противоположен первому. Он начал распространяться в нашей литературе несколько позднее первого, писателями XIX в. Наиболее полное выражение его можно найти в сочинениях профессора Московского университета Беляева и г. Забелина, в 1 томе его «Истории русской жизни с древнейших времен». Восточные славяне искони обитали там, где знает их наша Начальная летопись; здесь в приделах русской равнины, они поселились может быть еще до несколько веков до Р. Х. Обозначив так свою исходную точку, ученые этого направления изображают долгий и сложный исторический процесс, которым из первобытных мелких родовых союзов вырастали у восточных славян целые племена, среди племен возникали города, из среды этих городов поднимались главные или старшие, города составлявшие с младшими городами или пригородами племенные политические союзы полян, древлян, северян и других племен, и, наконец, главные города различных племен приблизительно около эпохи призвания князей начали соединятся в один общерусский союз. При схематической ясности и последовательности эта теория несколько затрудняет изучающего тем, что такой сложный исторический процесс развивается ее вне времени и исторических условий. Следуя этой теории мы должны начинать изучение нашей истории задолго до Р. Х., едва ли не со времен Геродота, во всяком случае, за много веков до призвания князей, ибо уже до их прихода у восточных славян успел установиться довольно сложный и выработанный общественный строй.