I. Организационно-методический раздел
Цель и задачи курса
Рабочая программа по дисциплине «История сахалинской области (с древнейших времен до начала XXI в.)» соответствует концепции подготовки высокопрофессиональных, эрудированных кадров для Сахалинской области.. Программа предусматривает изучение всей совокупности фактов, событий, явлений истории Сахалинской области на основе анализа источников с учетом новейших исторических исследований. Особо освещена история населения области, условия его жизни: природные, общественные, социально-экономические, политические, духовные.
Курс «История Сахалинской области» хронологически охватывает период с древнейших времен до начала XXI в. В рамках данного курса выделяются следующие крупные разделы:
Изучение Сахалина и Курильских островов в древности и средневековье.
Исследование Сахалина и Курильских островов в новое время.
Изучение Сахалина и Курильских островов в XX – начале XXI века.
Исследование этнического состава и этнической истории Сахалина и Курильских островов.
В основу периодизации положены качественные изменения, происходившие в изучении и освоении Сахалина и Курил с древнейших времен до настоящего времени.
Цель курса
Дать представление об основных этапах и содержании истории Сахалинской области с древнейших времен и до наших дней, способствуя формированию целостного представления об истории Сахалина и Курильских островов. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь региональной (сахалинской) и российской истории.
Задачи курса
- Показать – по каким проблемам сахалинской истории ведутся сегодня споры и дискуссии в региональной, российской и зарубежной истории.
- Определить характер эволюции основных исторических понятий и категорий в российской и зарубежной историографии.
- Охарактеризовать принципы и основы периодизации истории Сахалинской области.
- Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук, значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов, а также взаимодействие истории и биологии, экологии, и других дисциплин естественно-научного профиля.
- Проанализировать изменения в исторических представлениях, происходившие в последнее десятилетие XX - начале XXI столетия.
- Обратить внимание студентов на место и роль истории Сахалина и Курильских островов в рамках российской истории.
- Способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма, гордости, любви к родному краю – Сахалинской области.
1.2. Требования к уровню освоения дисциплины
Программа данного курса составлена с учетом требований, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений, претендующих на диплом специалиста. Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ФГОС ВПО.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
- иметь представление об основных этапах истории человечества и их хронологических рамках; о современном обществе, как исторически сложившемся феномене;
- знать особенности социально-экономического, политического развития Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI в.; хронологию, основные понятия исторических периодов;
- уметь соотносить понятийный аппарат региональной истории с реальными историческими фактами и процессами;
- приобрести навыки владения системой методов исторического исследования применительно к различным видам учебной и профессиональной деятельности.
II. Объем дисциплины
- I. Организационно-методический раздел
- 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- III. Содержание курса
- Раздел 1. Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье
- 2. Сахалин и Курильские острова в средние века
- Раздел 2. Сахалин и Курильские острова в новое время
- 3. Сахалин и Курильские острова в XVII столетии
- 4. Сахалин и Курильские острова в XVIII столетии
- 5. Сахалин и Курильские острова в первой половине XIX столетия.
- 6. Сахалин и Курильские острова во второй половине XIX – начале XX в.
- Раздел 3. Сахалин и Курильские острова в XX – начале XXI вв.
- 7. Северный Сахалин между Портсмутским миром и второй мировой войной (1905-1945 годы)
- 8. Южный Сахалин и Курильские острова между Портсмутским миром и советско-японской войной (1905-1945 годы)
- 9. Сахалин и Курильские острова в составе ссср (1945-1991 годы)
- 10. Сахалинская область в постсоветский период
- Раздел 4. История этнических групп на Сахалине и Курильских островах
- IV. Темы семинарских занятий
- Раздел 1. Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье
- Тема 1. Сахалин и Курильские острова в древности (форма проведения – семинар).
- Тема 2. Сахалин и Курильские острова в период раннего железного века и средневековья (форма проведения – семинар).
- Тема 3. Народы Сахалина, Хоккайдо и Курильских островов
- Раздел 2. Сахалин и Курильские острова в новое время
- Тема 4. Сахалин и Курильские острова в XVII - XVIII вв. (форма проведения – семинар).
- Тема 5. Сахалин и Курильские острова в XIX – начале XX столетия
- Раздел 3. Сахалин и Курильские острова в XX – начале XXI вв.
- Тема 6. Северный Сахалин в 1905-1920 гг.
- Тема 7. Северный Сахалин в 1920-1945 годах.
- Тема 8. Южный Сахалин и Курильские острова между Портсмутским миром и советско-японской войной (1905-1945 годы).
- Тема 9. Сахалин и Курильские острова в 1945-1953 годы.
- Тема 10. Сахалинская область в период хрущевской «оттепели» (1953 – 1964 гг.)
- Тема 11. Сахалинская область в до и перестроечный периоды (1965 – 1991 годы).
- Тема 12. Сахалин и Курильские острова в постсоветский период.
- Тема 13. Сахалинская область в конце XX – начале XXI в.
- Раздел 4. История этнических групп на Сахалине и Курильских островах
- Тема 14. Сахалин и Курильские острова как место встречи представителей различных этнических групп.
- Тема 15. Коренное население: уйльта и айны
- Тема 16. Русское старожильческое население Сахалина
- Тематика рефератов
- Приложение 2
- Оглавление Введение………………………………………………………………………….3
- Примеры оформления источников и литературы
- 6.1. Литература
- 7.2. Методические указания студентам
- Задания для самостоятельной работы
- VII. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- 7.1. Вопросы к зачету по истории Сахалинской области