Апология сумасшедшего5
<.. .> Теперь русская история несколько разработана, хотя еще очень плохо, но все-таки хоть несколько разработана, и мы видим, что в ее развитии была связь, был некоторый смысл, — хороший или дурной, это все равно, но был смысл. Наши учреждения развивались: быть может, развивались очень дурно, под очень вредными влияниями, но все-таки было у нас движение, а не совершенный застой. Чаадаев образовался, когда не было еще ни истории Полевого6, ни даже памфлетов скептической школы, удивительно ли, что он смотрел на русскую историю, как не должны смотреть мы. Если он говорил: «В нашей истории нет смысла, а история называется историею только тогда, когда имеет смысл, а потому у нас нет истории»,— если он говорил это, он только доказывал своими словами, что он человек большого ума, которого нельзя обольстить вздорною реторикою, и что по своим понятиям он гораздо выше людей, бывших тогда нашими учителями истории.
Отвергая историю, он должен был отвергать и то, что характер наш уже получил известные определенные черты от исторических событий. Ему казалось, что Петр Великий нашел свою страну листом белой бумаги, на котором можно написать что угодно. К сожалению,— нет. Были уже написаны на этом листе слова, и в уме самого Петра Великого были написаны те же слова, и он только еще раз повторил их на исписанном листе более крупным шрифтом. Эти слова не «Запад» и не «Европа», как думал Чаадаев: звуки их совершенно не таковы: европейские языки не имеют таких звуков. Куда французу или англичанину и вообще какому то ни было немцу* произнести наши Щ и Ы! Это звуки восточных народов, живущих среди широких степей и необозримых тундр. Петр Великий застал нас с таким характером, какой недавно имели персияне. Ведь и у персиян была своя история; и у них события совершались не бессвязно и проходили не без следов. Мы сказали, что длинное развитие наших мыслей было бы здесь неуместно. Дело только в том, что пока русская история до Петра оставалась предметом бессмысленных компиляций или нестерпимых декламаций, не было понятно и значение реформы Петра Великого. Он жил уже не во времена наивных летописцев и мог сделаться только предметом реторических упражнений. Пока не разработали источников, — а это было уже после молодости Чаадаева, — не могли различить даже того факта, что целью деятельности Петра было создание сильной военной державы. Это простое и естественное стремление великого реформатора было закрыто от наших глаз туманом всяких пышных фраз. Ломоносов взял панегирик Плиния7 Траяну8 и при переводе его на русский язык поставил вместо имен «Траян» и «Рим», «Петр» и «Россия». Такие понятия оставались до последних лет. Петру приписывались все те качества и стремления, которые в каком бы то ни было панегирике приписывались какому бы то ни было знаменитому правителю. От Тита9 мы взяли милосердие, от Брута10—неумолимое правосудие, от Людовика XIV11 — великолепие, от Цинцинната12— простоту, от Аристида13 — правдолюбие, от Ришелье14— дипломатическое искусство и когда соединили все это, провозгласили: «вот Петр Великий!». Чаадаев был так умен, что не верил этой нескладице: но все же он был человек своей эпохи, и следы ее остались на нем. Он мог отвергнуть панегиризм, но приходил в энтузиазм от имени Петра Великого. Он принял из книг своей молодости и понятие, что задушевною целью Петра было превращение России в европейскую страну, понимая под европейскою страною землю, где владычествует высокая европейская цивилизация. Теперь думают, что придавать Петру Великому такое намерение — значит представлять его слабодушным мечтателем, непрактичным идеалистом, — недостатки, которых не было в его характере: думают, что цель Петра была гораздо проще, практичнее, сообразнее с его положением и понятиями. Ему нужно было сильное регулярное войско, которое умело бы драться не хуже шведских и немецких армий; ему нужно было иметь хорошие литейные заводы, пороховые фабрики: он понимал, что элементы военного могущества ненадежны, если его подданные сами не обучатся вести военную часть, как ведут ее немцы, если мы останемся по военной части в зависимости от иностранных офицеров и техников: стало быть, представлялась ему надобность выучить русских быть хорошими офицерами, инженерами, литейщиками. Раз пошедши по этой дороге, занявшись мыслью устроить самостоятельное русское войско в таком виде, как существовало войско у немцев и шведов, он по своей энергической натуре развил это стремление очень далеко и, заимствуя у немцев или шведов военные учреждения, заимствовал, кстати, мимоходом и все вообще, что встречалось его взгляду. Но эти прибавки были уже только делом второстепенным, неважным, а главное дело составляли военные учреждения. Когда некоторые из его подданных стали роптать и противиться, он, как человек пылкий и настойчивый, не уступил оппозиции, а только разгорячился от нее и стал делать все наперекор людям, его раздражавшим: они любили бороды — отнять у них бороды, они любили держать жен взаперти — выпустить жен; если бы они любили брить бороды, он заставил бы их отпускать бороды. Прежняя администрация была ему враждебна,— он ввел другую администрацию, взяв ее у немцев или шведов, не потому, что немецкие административные формы были тогда лучше русских, во-первых, они едва ли были лучше, во-вторых,— и не на эту сторону обращалось внимание,— нет, просто потому, что прежние враждебные формы надобно было заменить другими, которые были бы удобнее для своего учредителя. Ломка старины производилась просто по ее враждебности, а не по какому-нибудь другому соображению, шла война с нею, и только всего; а самая война вытекала просто из непонятливости противников Петра, вообразивших его вообще любителем Запада, между тем как ему были нужны собственно только военные учреждения Запада. Но, разумеется, когда эта ошибка противников вызвала Петра Великого на внутреннюю войну, он действительно стал поступать будто приверженец Запада, ломая старинные учреждения и заменяя их западными.
Могут сказать: но ведь все равно, если целью Петра было и просто создание сильной военной державы, а не перенесение европейской цивилизации в Россию, — все равно, результат был тот же самый: перенесение к нам западной цивилизации. Нет, не все равно, и результат был не тот. Целью дела определяется дух его, а результат зависит от духа, в каком ведется дело. При видимом сходстве действий результаты их различны, если цели их различны. Кто учит своих воспитанников, например, юриспруденции с тою мыслью, чтобы из них вышли практические дельцы, люди, способные сделать служебную карьеру, у того образуются не такие люди, не такие юристы, как у человека, научающего своих воспитанников юриспруденции с тою мыслью, чтобы они умели понимать и защищать справедливость. Результатом деятельности Петра Великого было то, что мы, получив хорошее регулярное войско, стали сильною военною державою, а не то, чтобы мы изменились в каком-нибудь другом отношении.
Петра Великого иные порицают за то, что он ввел к нам западные учреждения, изменившие нашу жизнь. Нет, жизнь наша ни в чем не изменилась от него, кроме военной стороны своей, и никакие учреждения, им введенные, кроме военных, не оказали на нас никакого нового влияния. Имена должностей изменились, а должности остались с прежними атрибутами и продолжали отправляться по прежнему способу. Губернатор был тот же воевода, коллегии были теми же приказами. Бороды сбрили, немецкое платье надели, но остались при тех же самых понятиях, какие были при бородах и старинном платье. На ассамблеи ходили, но семейная жизнь со всеми своими обычаями осталась в прежнем виде. Муж не перестал бить жену и женить сына по своему, а не по его выбору. Напрасно думают, что реформа Петра Великого изменяла в чем-нибудь состояние русской нации. Она только изменяла положение русского царя в кругу европейских государей. Прежде он не имел в их советах сильного голоса, теперь получил его благодаря хорошему войску, созданному Петром.<...>
<...> Если принимать, что до Петра Великого мы не имели истории, не сформировался наш характер; если принимать также, что целью деятельности Петра Великого было вложить в нас западную цивилизацию, что такова же была цель его продолжателей, то натурально будет представляться чем-то диким, нелепым наше нынешнее положение. Мы готовы были сделаться чем угодно, потому что еще ничем не были: нас полтораста лет учили сделаться европейцами, и все-таки мы до сих пор очень плохие европейцы,— это действительно очень странно. Если посылки справедливы, то вывод из них, представляемый средою, в которой мы живем, очень неутешителен: он противоречит ожиданию, какое возбуждается посылками. Неужели мы в самом деле так уродливо созданы, что логика событий для нас не существует, что действие, на нас производимое, не может из нас сделать того, чем сделало бы людей, имеющих нормальную человеческую организацию? Если так, поневоле впадешь в отчаяние, поневоле скажешь: наша нация — очень дрянная нация. Это и сказал Чаадаев своим письмом, бывшим причиною его несчастной знаменитости.
Но дело в том, что посылки, на которых он основывался, несправедливы. У нас была история, был резко и твердо выработавшийся характер в начале XVIII века, а в следующее время сделать нас европейцами никто не хотел,— что ж тут нелепого или удивительного, если мы до сих пор плохие европейцы? Переучиваться, переформировываться гораздо труднее, нежели просто учиться и формироваться: сильнейшее влияние было направлено к тому, чтобы мы не переформировывались и не переучивались,— вот мы и остались в сущности такими же, как были в начале XVIII века. Дело очень понятное, те немногие из нас, которые по случайным обстоятельствам стали цивилизованными людьми (чего не бывает на свете? Ведь Ломоносову удалось же из мужика стать ученым, хотя мужицкие обстоятельства вовсе не благоприятствуют превращению мужиков в ученых людей), могут находить наше общество не соответствующим их идеалу, но только и всего. Право, если правильно смотреть на нашу историю и наши обстоятельства, скажешь: очень и очень большая заслуга с нашей стороны, что мы сделались хотя такими, каковы мы теперь.<...>
<...> Но одна крайность вызывает другую: именно из недовольства нашим нынешним развитием, из отчаяния, наводимого характером нашего общества, рождаются мечты о каком-то исключительном нашем положении и призвании в будущем. Читая напечатанное в «Телескопе» письмо Чаадаева, надобно было предполагать, что он разделяет эти экзальтированные надежды: если бы он не был проникнут ими, не говорил бы он так горько о нашем настоящем. Но в напечатанном письме он не успел изложить этой стороны своего взгляда. Она составляет новую и, быть может, интереснейшую часть записки, которую мы теперь печатаем. Чаадаев полагает, что мы призваны вести человечество к новым судьбам, что у нас больше сил, чем у других народов, что силы эти свежее, что мы скорее и легче других народов поймем и осуществим те новые блага, которые еще [не] вошли в жизнь Запада, которых он без нашей помощи не может уразуметь и достичь. Словом сказать, что если мы были и еще некоторое, очень недолгое, время, всего, быть может, несколько лет, останемся учениками Запада, то очень скоро, быть может, даже еще в наше поколение, мы станем его учителями и руководителями. Эта мечта распространена у нас чрезвычайно. Не только славянофилы, над которыми подсмеиваются западники за нее, считают ее положительною истиною, — если присмотреться хорошенько к самим западникам, то окажется, что подобное чувство лежит в основе даже их убеждений. Нам кажется, что взаимная вражда западников и славянофилов значительно усиливается этою существенною одинаковостью веры тех и других: известно, что близкие между собою партии всего ожесточеннее враждуют между собою. По крайней мере, мы до сих пор не встречали ни одного западника, который бы не оказывался в сущности славянофилом, если признаком славянофильства считать утопию о предназначении нашем быть руководителями человечества в дальнейшем прогрессе. Быть может, мы сами обольщаемся, быть может, и мы заражены тщеславными национальными мечтами, но, по крайней мере, нам кажется, что мы чужды их. Попробуем изложить свое понятие о доводах, которыми они прикрываются.
Мнение, будто бы именно мы должны стать руководителями человечества при развитии высших фазисов цивилизации, основывается на двух предположениях, проповедуемых в большей части книг, не только у нас, но и на Западе, но тем не менее совершенно фальшивых. Во-первых, предполагается, что народы латинского и немецкого племени уже ввели в историческое дело все силы, которыми располагают, так что у них нет новых сил для создания новой жизни, совершенно непохожей на прежнюю. Во-вторых, предполагается, что мы народ совершенно свежий, характер которого еще не сложился, а только теперь в первый раз слагается, силы которого ни на что не были расходованы.
Мы уже говорили, что это неправда. Мы также имели свою историю, долгую, сформировавшую наш характер, наполнившую нас преданиями, от которых нам так же трудно отказываться, как западным европейцам от своих понятий: нам также должно не воспитываться, а перевоспитываться. Основное наше понятие, упорнейшее наше предание — то, что мы во все вносим идею произвола.
Юридические формы и личные усилия для нас кажутся бессильны и даже смешны, мы ждем всего, мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения; на сознательное содействие, на самопроизвольную готовность и способность других мы не надеемся, мы не хотим вести дела этими способами: первое условие успеха, даже в справедливых и добрых намерениях, для каждого из нас то, чтобы другие беспрекословно и слепо повиновались ему. Каждый из нас маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый. Но если каждый из нас Батый, то что же происходит с обшеством, которое все состоит из Батыев? Каждый из них измеряет силы другого, и, по зрелом соображении, в каждом кругу, в каждом деле оказывается архи-Батый, которому простые Батыи повинуются так же безусловно, как им в свою очередь повинуются баскаки, а баскакам — простые татары, из которых каждый тоже держит себя Батыем в покоренном ему кружке завоеванного племени, и, что всего прелестнее, само это племя привыкло считать, что так тому делу и следует быть и что иначе невозможно. От этой одной привычки, созданной долгими веками, нам отрешиться едва ли не потруднее, чем западным народам от всех своих привычек и понятий.
А у нас не одна такая милая привычка; есть много и других, имеющих с нею трогательнейшее родство. Весь этот сонм азиатских идей и фактов составляет плотную кольчугу, кольца которой очень крепки и очень крепко связаны между собой, так что Бог знает, сколько поколений пройдут на нашей земле, прежде чем кольчуга перержавеет и будут в ее прорехи достигать нашей груди чувства, приличные цивилизованным людям.
Говорят: нам легко воспользоваться уроками западной истории. Но ведь пользоваться уроком может только тот, кто понимает его, кто достаточно приготовлен, довольно просвещен. Когда мы будем так же просвещенны, как западные народы, только тогда мы будем в состоянии пользоваться их историею, хотя в той слабой степени, в какой пользуются ею сами они. Просвещаться народу — дело долгое и трудное. Положим, легче пользоваться готовым, чем самому приготовлять, но все-таки и по готовым книгам не скоро поймешь и узнаешь все так хорошо, как знают люди, трудившиеся над составлением этих книг. Когда у нас пропорция между грамотными и безграмотными людьми будет такова же, как в Германии, в Англии, Франции, когда у нас будет, пропорционально числу населения, выходить столько же книг, журналов и газет и будут они так же много читаться, только тогда мы будем иметь право сказать о своей нации, что она достигла такого же просвещения, как теперь эти страны. Время это настанет, но не завтра и не послезавтра. Тогда — ну, тогда другое дело: опытность и цивилизация Запада действительно будет получена нами в наследство; тогда мы станем также способны вести историческое дело вперед, но это еще далекое будущее, а пока долго еще вся наша забота должна состоять в том, чтобы догнать других. <...>
- Хрестоматия по культурологии
- Предисловие
- Самосознание русской культуры
- Николай Михайлович карамзин
- Нечто о науках, искусствах и просвещении1
- Несколько слов о русской литературе6
- О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств14
- О любви к отечеству и народной гордости16
- Предисловие (к «Истории государства Российского»)17
- Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской академии
- 5 Декабря 1818 года25
- Примечания
- Орест Михайлович сомов
- О романтической поэзии1
- Примечания
- Николай Александрович полевой
- Рецензия на книгу а. Галича «Опыт науки изящного»1
- Примечания
- Дмитрий Владимирович веневитинов
- О состоянии просвещения в России1
- Примечания
- Степан Петрович шевырев
- История поэзии1
- Теория поэзии2 Заключение
- Александр Семенович шишков
- Рассуждение о старом и новом слоге российского языка1
- Разговоры о словесности2
- Рассуждение о любви к отечеству3
- Из доклада на заседании Главного правления училищ4
- Примечания
- Петр Яковлевич чаадаев
- Философические письма1 Письмо первое
- Письмо шестое6
- Апология сумасшедшего8
- Записка графу Бенкендорфу13
- Отрывок из исторического рассуждения о России14
- Примечания
- Александр Сергеевич пушкин
- О народном воспитании1
- О прозе5
- О причинах, замедливших ход нашей словесности11
- О предисловии г-на Лемонте к переводу басен и. А. Крылова20
- О народности в литературе24
- Отрывки из писем, мысли и замечания31
- Второй том «Истории русского народа» Полевого33
- Опровержение на критики37
- О критике39
- О ничтожестве литературы русской41
- О ничтожестве литературы русской50 планы
- Мнение м. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной51
- Письмо п. Я. Чаадаеву
- 19 Октября 1836г.
- Примечания
- Михаил Сергеевич лунин
- Письма из Сибири1 №15. 1838. Сибирь
- Общественное движение в России в нынешнее царствование2
- Примечания
- Михаил Федорович орлов
- Из речи, произнесенной в Библейском обществе в Киеве1
- Примечания
- Николай Иванович тургенев
- Мысли о составлении общества1
- Примечания
- Александр Александрович бестужев
- Об историческом ходе свободомыслия в России (Письмо к Николаю I из Петропавловской крепости)1
- Взгляд на старую и новую словесность в России2
- Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов3
- Вильгельм Карлович кюхельбекер
- О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие1
- Правила соединенных славян2
- Примечания
- Десятилетие Министерства народного просвещения
- Примечания
- Николай Васильевич гоголь
- Скульптура, живопись и музыка1
- Несколько слов о Пушкине3
- О малороссийских песнях4
- О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году5
- Петербургские записки 1836 года6
- Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»7
- Авторская исповедь8
- Примечания
- Владимир Федорович одоевский
- Русские ночи1
- Русские ночи, или о необходимости новой науки и нового искусства7 Введение
- Психологические заметки10
- Элементы народные14
- Примечания
- Алексей Степанович хомяков
- «Семирамида»1
- Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же н.)2
- О старом и новом3
- Замечания на статью г. Соловьева «Шельцер и антиисторическое направление»4
- Примечания
- Иван Васильевич киреевский
- Обозрение русской словесности 1829 года1
- «Горе от ума» — на московском театре5
- В ответ а. С. Хомякову6
- Обозрение современного состояния литературы
- «Лука да Мария» народная повесть, сочинение ф. Глинки8
- О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е. Е. Комаровскому)9
- Примечания
- Константин Сергеевич аксаков
- Ломоносов в истории русской литературы и русского языка1
- О русском воззрении3
- Еще несколько слов о русском воззрении4
- Обозрение современной литературы5
- Примечания
- Иван Сергеевич аксаков
- Речь о а. Ф. Гильфердинге, в. И. Дале и к. И. Невоструеве1
- Речь о а. С. Пушкине2
- Примечания
- Александр Иванович герцен
- О развитии революционных идей в России1
- Былое и думы11
- Письма к путешественнику18 Письмо второе
- Письмо пятое
- Порядок торжествует22
- Из переписки м. Гессу27
- 3 Марта 1850 г. Париж
- А. А. Герцену30
- Примечания
- Виссарион Григорьевич белинский
- Литературные мечтания (Элегия в прозе)1
- Мысли и заметки о русской литературе5
- Сочинения Александра Пушкина Статья восьмая6
- Взгляд на русскую литературу 1846 г.7
- Письмо Гоголю8
- Примечания
- Аполлон Александрович григорьев
- Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства1
- Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина2
- Искусство и нравственность. Новые grubeleien по поводу старого вопроса3
- Примечания
- Николай Гаврилович чернышевский
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)1
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)2
- Сочинения т. Н. Грановского3
- Апология сумасшедшего5
- Примечания
- Николай Александрович добролюбов
- Губернские очерки1
- Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым3
- Когда же придет настоящий день?4
- Черты для характеристики русского простонародья5
- Примечания
- Дмитрий Иванович писарев
- Русский Дон Кихот1
- Бедная русская мысль3
- Очерки из истории труда5
- Примечания
- Федор Иванович тютчев
- Россия и Германия1
- Россия и Революция3
- Россия и Запад5
- Письма и. С. Гагарину18 (от 2 мая 1836 г.)
- П. А. Вяземскому21 (март 1848 г.)
- Примечания
- Константин Дмитриевич кавелин
- Взгляд на юридический быт древней Руси1
- Мысли и заметки о русской истории2
- Наш умственный строй5
- Авдотья Петровна Елагина6
- Московские славянофилы сороковых годов7
- Письмо ф. М. Достоевскому8
- Злобы дня9
- Примечания
- Николай Яковлевич данилевский
- Россия и Европа1
- Примечания
- Владимир Васильевич стасов
- Двадцать пять лет русского искусства1
- Примечания
- Владимир Сергеевич соловьев
- Национальный вопрос в России Выпуск первый1
- О народности и народных делах России2
- Славянский вопрос3
- Русская идея4
- Николай Федорович федоров
- Музей, его смысл и назначение1
- Примечания
- Василий Васильевич розанов
- Иная земля, иное небо...1
- Примечания
- Павел Николаевич милюков
- Очерки по истории русской культуры1
- Георгий Валентинович плеханов
- Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова1
- Очерки по истории материализма4
- Несколько слов в защиту экономического материализма5
- Основные вопросы марксизма6
- О книге в. Виндельбанда7
- О книге г. Риккерта11
- Предисловие к книге а. Деборина «Введение в философию диалектического материализма»12
- Владимир Ильич ленин
- Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксизма)1
- Критические заметки по национальному вопросу3
- Успехи и трудности Советской власти9
- Задачи союзов молодежи10
- О кооперации11
- О нашей революции12
- Примечания
- Александр Александрович богданов
- Красная звезда1
- Культурные задачи нашего времени3
- О художественном наследстве4
- Примечания
- Петр Климентьевич энгельмейер
- Теория творчества1
- Примечания
- Лев Платонович карсавин
- Основы политики1
- Примечания
- Николай Сергеевич трубецкой
- Об истинном и ложном национализме1
- Мы и другие2
- Вавилонская башня и смешение языков3
- Петр Николаевич савицкий
- Степь и оседлость1
- Евразийство2
- Географический обзор России - Евразии3
- Примечания
- Николай Александрович бердяев
- Воля к жизни и воля к культуре1
- Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века2
- Примечания
- Иван Александрович ильин
- О чувстве ответственности1
- О страданиях и унижениях русского народа2
- Против России3
- Россия есть живой организм4
- О воспитании в грядущей России6
- О русской идее7
- Творческая идея России8
- Примечания
- Георгий Петрович федотов
- Лицо России1
- Трагедия интеллигенции2
- Будет ли существовать Россия3
- Проблемы будущей России4
- Примечания
- Питирим Александрович сорокин
- Социокультурная динамика1
- Главные тенденции нашего времени2
- Примечания
- Павел Александрович флоренский
- О цели и смысле прогресса1
- Из автореферата2
- Записки о христианстве и культуре4
- Обратная перспектива9
- Культ, религия и культура10
- Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи11
- Примечания
- Владимир Иванович вернадский
- Несколько слов о ноосфере1
- «Коренные изменения неизбежны...» Дневник 1941 г.2
- Михаил Михайлович бахтин
- Проблемы поэтики Достоевского1
- Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса2
- Примечания
- Михаил Александрович лифшиц
- Античный мир, мифология, эстетическое воспитание1
- Очерки русской культуры8
- Примечания
- Юрий Михайлович лотман
- Культура и взрыв1
- Эвальд Васильевич ильенков
- Проблема идеала в философии10
- Об эстетической природе фантазии11
- Примечания
- Мераб Константинович мамардашвили
- Как я понимаю философию1
- О философии2
- Необходимость себя3
- Примечания
- Лев Николаевич гумилев
- География этноса в исторический период1
- Примечания
- Дмитрий Сергеевич лихачев
- Книга беспокойств1
- Нельзя уйти от самих себя... Историческое самосознание и культура России2
- Моисей Самойлович каган
- Лабиринты современной культуры1
- Примечания
- Сергей Сергеевич аверинцев
- Риторика и истоки европейской литературной традиции1
- Русское подвижничество2
- Примечания
- Валентин Григорьевич распутин
- Культура: «левая, правая где сторона?»1
- Примечания
- Самосознание русской культуры
- Сергея Вадимовича Степашина
- 190000, Санкт-Петербург, а/я № 321.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.