Поэма «Мертвые души» (1835–1852). Замысел и источники сюжета поэмы
Считается, что так же, как и сюжет «Ревизора», сюжет «Мертвых душ» Гоголю подсказал Пушкин. Известны два рассказа, связанные с именем Пушкина и сопоставимые с фабулой «Мертвых душ». Во время его пребывания в Бессарабии (1820–1823) в Беидерах имели место административные злоупотребления: смертные случаи здесь не регистрировались, и имена умерших передавались другим лицам, беглым крестьянам, стекавшимся сюда со всех концов России; по этой причине жителей городка называли «бессмертным обществом». Впоследствии, находясь уже в Одессе, Пушкин спрашивал у своего бессарабского знакомого И. П. Липранди: «Нет ли чего новенького в Бендерах». О другом случае, относящемся к пребыванию Пушкина в Москве, писал П. И. Бартенев в примечаниях к воспоминаниям В. А. Соллогуба: «В Москве Пушкин был с одним приятелем на бегу. Там был также некто П. (старинный франт). Указывая на него Пушкину, приятель рассказал про него, как он скупил мертвых душ, заложил их и получил большой барыш <…> Это было еще до 1826 года». Интересно, что эпизод этот вызвал у самого Пушкина непосредственную художническую реакцию: «Из этого можно было бы сделать роман», – сказал он между прочим»163.
Однако есть сведения, что и Гоголь, независимо от Пушкина, был наслышан об историях с мертвыми душами. По рассказу дальней родственницы писателя М. Г. Анисимо‑Яновской, ее дядя, некто Харлампий Петрович Пивинский, проживавший в 17 верстах от Яновщины (другое название имения Гоголей Васильевка) и занимавшийся винокурением, был напуган слухами, что подобный промысел будет разрешен только помещикам, владеющим не менее чем пятьюдесятью душами. Пивинский (у которого было только тридцать душ) отправился в Полтаву «да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых… А так как своих, да с мертвыми, далеко до пятидесяти не хватало, то набрал он в бричку горилки да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мертвых душ…» Анисимо‑Яновская утверждает, что эту историю знала «вся Миргородчина»164.
О другом эпизоде, якобы также известном Гоголю, сообщал его соученик по нежинской Гимназии высших наук П. И. Мартос в письме к П. И. Бартеневу: «Насчет «Мертвых душ» могу рассказать следующее… В Нежине <…>, при гимназии высших наук князя Безбородко, был некто К‑ачь, серб; огромного роста, очень красивый, с длиннейшими усами, страшный землепроходец, – где‑то купил он землю, на которой находится – сказано в купчей крепости – 650 душ; количество земли не означено, но границы указаны определительно. … Что же оказалось? Земля эта была – запущенное кладбище. Этот самый случай рассказывал Гоголю за границей князь Н. Г. Репнин»165.
Здесь надо, правда, сделать оговорку, что Репнин, если и рассказал Гоголю данный эпизод, то уже за границей, когда работа над «Мертвыми душами» была уже начата. Но при этом известно, что за границей, в процессе написания поэмы, Гоголь продолжал собирать материал и выспрашивать знакомых о разных «казусах», «могущих случиться при покупке мертвых душ» (письмо В. А. Жуковскому из Парижа 12 ноября 1836 г.). Возможно, он и сам знал что‑то об этой афере еще с гимназической поры, поскольку упомянутый К‑ч проживал в Нежине. Проделки К‑ча к тому же предвосхищали гоголевский текст мрачной иронией: не пустырь и не другой кусок земли указывал «землепроходец» в качестве местожительства своих подопечных, но кладбище. Это можно сопоставить с двусмысленным ответом Чичикова на вопрос, нужен ли ему для сопровождения мужиков конвой: Чичиков «от конвоя отказался решительно, говоря <…>, что купленные им крестьяне отменно смирного характера…» Еще поразительнее сходство с репликой генерала Бетрищева во втором томе: «Чтоб отдать тебе мертвых душ? Да за такую выдумку я тебе их с землей, с жильем! Возьми себе все кладбище!»
При вполне житейски‑бытовом происхождении сама формула «мертвые души», вынесенная в заглавие произведения, была насыщена тематикой и литературной, и философски‑религиозной. Собственно бытовой аспект этой формулы зафиксировал В. И. Даль в первом издании «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863): «Мертвые души, люди, умершие в промежутке двух народных переписей, но числящиеся по уплате податей, на лицо» (статья «Душа»). Однако в религиозно‑философском аспекте гоголевская формула явилась антитетичной к библейскому понятию о «живой душе» (ср.: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» – Библия, Бытие, 2, 7). К тому же оксюморонное выражение «мертвая душа» и производные от него – «мертвая жизнь», «живая смерть» – приобрели широкое распространение в западно‑европейской поэзии еще с эпохи Средневековья166; ср. также в мистерии В. К. Кюхельбекера «Ижорский»: «Тому, чем мог бы быть разумным я, // Не верит мертвая душа моя»). В поэме формула «мертвая душа» – «мертвые души» многообразно преломлялась Гоголем, приобретая все новые и новые смысловые нюансы: мертвые души – умершие крепостные, но и духовно омертвевшие помещики и чиновники, скупка мертвых душ как эмблема мертвенности живущего. По иронии судьбы, эта же формула была впоследствии перенесена и на самого Гоголя В. В. Розановым, истолковавшим присущее Гоголю преувеличение как господство внешней мертвой формы над внутренним живым содержанием: «Свое главное произведение он назвал «Мертвые души» и вне всякого предвидения выразил в этом названии великую тайну своего творчества и, конечно, самого себя. Он был гениальный живописец внешних форм и изображению их, к чему одному был способен, придал каким‑то волшебством такую жизненность, почти скульптурность, что никто не заметил, как за этими формами ничего в сущности не скрывается, нет никакой души, нет того, кто бы носил их»167.
- Екатерина Евгеньевна Дмитриева, Людмила Анатольевна Капитанова, Валентин Иванович Коровин и др
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 1 Поэзия в эпоху романтизма Денис Давыдов. Поэты пушкинского круга. Поэты‑любомудры. Поэты‑романтики второго ряда. Алексей Кольцов
- Денис Давыдов (1784–1839)1
- Поэты пушкинского круга
- П. А. Вяземский (1792–1878)
- А. А. Дельвиг (1798–1831)
- Н. М. Языков (1803–1847)
- Поэты‑любомудры
- Д. В. Веневитинов (1805–1827)
- С. П. Шевырев (1806–1864)
- А. С. Хомяков (1804–1860)
- Поэты‑романтики второго ряда Поэты кружка Станкевича (и. Клюшников (1811–1895), в. Красов (1810–1854), к. Аксаков (1817–1860))
- А. Ф. Воейков (1779–1839)
- И. И. Козлов (1779–1840)
- A. Ф. Вельтман (1800–1870)
- В. И. Туманский (1800–1860)
- Ф. А. Туманский (1799–1853)
- А. И. Подолинский (1806–1886)
- В. Г. Тепляков (1804–1842)
- В. Г. Бенедиктов (1807–1873)
- А. И. Полежаев (1804–1838)
- А. В. Кольцов (1809–1842)
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 2 Проза в эпоху романтизма
- Жанровая типология русской романтической повести
- Историческая повесть
- «Предромантическая» историческая повесть. «Славенские вечера» в. Т. Нарежного
- Историческая повесть декабристов
- Тема Новгорода в декабристской повести
- Тема Ливонии в исторической повести декабристов
- Исторические повести н. А. Полевого (1796–1846)
- История в повестях а. Корниловича (1800–1834), а. Крюкова (1803–1833), о. Сомова (1793–1833) и др
- Фантастическая повесть
- Специфика романтической фантастической повести и ее генезис
- Типология фантастической романтической повести
- Повести а. Погорельского (1787–1836)
- Повести в. Ф. Одоевского (1803–1869)
- Повести о. И. Сенковского (1800–1858)
- Светская повесть
- Повести а. А. Бестужева‑Марлинского (1797–1837)
- Светские повести в. Ф. Одоевского
- Повести «КняжнА Мими». «КняжнА Зизи»
- Бытовая повесть
- Повести о «Гении» (художнике)
- Историко‑героические повести а. А. Бестужева‑Марлинского
- Повести н. Ф. Павлова (1803–1864)
- Основные понятия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 3 м. Ю. Лермонтов (1814–1841)
- Лирика 1828–1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие
- «Ангел» (1831)
- «Русалка» (1832)
- «Еврейская мелодия» (1836)
- «К*» («я не унижусь пред тобою…») (1832)
- «Парус» (1832)
- Поэмы 1828–1832 и 1833–1836 годов
- «Измаил‑Бей» (1832)
- Исторические поэмы
- «Последний сын вольности» (1831)
- «Боярин Орша» (1835–1836)
- Иронические и юнкерские поэмы
- Проза 1828–1832 и 1833–1836 годов
- «Вадим» (1832)
- «Княгиня Лиговская»
- Драматические произведения
- «Menschen und leidenschaften» («Люди и страсти») (1830)
- «Странный человек» (1831)
- «Два брата» (1834–1836)
- «Маскарад» (1835–1836)
- Поэтический язык Лермонтова
- Лирика 1837–1841 годов
- «Родина» (1841)
- «Бородино» (1837)
- «И скушно и грустно» (1840)
- «Дума» (1838)
- «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840)
- «Валерик» (1840)
- «Благодарность»69(1840)
- «Ветка Палестины» (1838)
- «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)
- «Молитва» (1839)
- «Молитва» (1837)
- Объективно‑сюжетные стихотворения
- «Казачья колыбельная песня» (1840)
- «Поэт» (1838)
- «Пророк» (1841)
- «Смерть поэта» (1837)
- «Не верь себе» (1839)
- «Журналист, читатель и писатель» (1840)
- «Выхожу один я на дорогу…» (1841)
- Поэмы 1837–1841 годов
- «Песня про… купца Калашникова» (1837)
- «Тамбовская казначейша» (1838)
- «Беглец» (1837–1838?)
- «Мцыри» (1839)
- «Демон» (1841)
- «Сказка для детей» (1841)
- «Герой нашего времени» (1838–1840) Состояние русской прозы и повествовательное начало в романе
- Автор, повествователь и герой
- Философия, сюжет и композиция романа
- Жанровые традиции и жанр романа
- Образ Печорина
- Грушницкий, Максим Максимыч и другие
- Основные понятия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 4 н. В. Гоголь95(1809–1852)
- Детские и юношеские годы. Первые литературные опыты
- Поэма «Ганц Кюхельгартен». Первые годы в Петербурге
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). Структура и композиция цикла. Образы рассказчиков
- Повесть «Страшная месть»
- Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
- Цикл повестей «Миргород» (1835)
- Анализ повестей с точки зрения их места в общем замысле цикла
- Повесть «Старосветские помещики»
- Фантастическая повесть «Вий»
- «Арабески» (1835). Статьи Гоголя по истории и искусств
- Цикл «Петербургские повести» (1835–1842)
- Комедии н. В. Гоголя. Поэтика комического
- «Ревизор» (1836). Замысел и источники комедии
- Жанровое новаторство комедии «Ревизор»
- Отзывы современников о «Ревизоре». Первые театральные постановки
- Поэма «Мертвые души» (1835–1852). Замысел и источники сюжета поэмы
- Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»
- Отзывы современников и критическая полемика вокруг «Мертвых душ»
- Основные понятия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 5 Литературное движение 1840‑х годов. В. Г. Белинский и «Натуральная школа»
- Споры «западников» и «славянофилов»
- Смена литературных направлений
- Реализм
- «Натуральная школа»
- Основные направления журналистики и критики
- Основные понятия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 6 а. И. Герцен (1812–1870)
- Юность Герцена. Первые идейные влияния
- «Записки одного молодого человека»
- Герцен в кругу русских западников 1840‑х годов
- «Кто виноват?»
- «Сорока‑воровка», «Доктор Крупов»
- Французская революция 1848 г. Духовный кризис Герцена
- «С того берега»
- Семейная драма
- «Поврежденный»
- Философская публицистика 1850‑1860‑х годов: Герцен о судьбах России и Европы
- Герцен – политический эмигрант. Создание вольной русской типографии
- «Былое и думы»
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7 и. С. Тургенев (1818–1883)
- Начало творческого пути: от романтизма к реалистическим принципам натуральной школы
- «Записки охотника»
- Поэтика «Записок охотника»
- «Любовные» повести Тургенева
- Романы о русской интеллигенции. Поэтика тургеневского романа
- «Рудин»
- «Дворянское гнездо»
- «Накануне»
- «Отцы и дети»
- Духовный кризис Тургенева. «Призраки», «Довольно!»
- Последний период творчества: «Таинственные» повести, стихотворения в прозе
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 8 и. А. Гончаров (1812–1891)
- И. А. Гончаров и принципы «Натуральной школы». Роман «Обыкновенная история»
- «Обыкновенная история»
- Роман «Обломов» как центральная часть романной трилогии
- «Обрыв» как заключительная часть романной трилогии Гончарова
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 9 с. Т. Аксаков (1791–1859)
- Творчество раннего периода
- Творчество в 1830‑1850‑е годы
- Мемуарные произведения с. Т. Аксакова. «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова‑внука»
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 10 Литературное движение 1850‑1860‑х годов «Мрачное семилетие»(1848–1855)
- Время духовного подъема (1855–1859)
- Литературно‑общественная борьба на рубеже 50‑60‑х годов
- Пореформенное время
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 11 м. Е. Салтыков (н. Щедрин) (1826–1889)
- Ранние литературно‑общественные связи писателя Творчество 1840‑х годов
- «Губернские очерки»
- Литературно‑общественные взгляды Салтыкова на рубеже 1850‑1860‑х годов
- Художественно‑публицистические циклы периода «Отечественных записок»
- «История одного города». Особенности сатирического гротеска
- «Господа Головлевы»
- После закрытия «Отечественных записок». «Сказки» и последние романы
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература