logo search
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.

Наука - элемент культуры, одна из ее подсистем. Без науки культура не может успешно осуществлять свои основные социальные функции.

Наука - феномен культуры. Она обогащает человека, его духовный мир и тем самым способствует его развитию. В широком понимании наука – теоретическое отражение действительности.

Наука возникает только на определенном уровне социально-экономического развития общества, когда зарождается потребность в научных знаниях, и на соответствующем уровне развития культуры, которая формирует благоприятную атмосферу для возникновения и развития научных знаний. Это значит, что наука рождается в недрах определенной культуры. Для возникновения науки нужны были соответствующие условия:

Соответствующие условия для развития науки раньше всего сложились в Древней Греции.

Основные этапы развития науки и ее связи с производством.

1. Наука возникла в античности, в Древней Греции VI в. до н.э., и была делом одиночек. Первоначальные знания носили практический характер. Мыслители античного мира: Фалес, Демокрит, Аристотель, Евклид, Архимед, Птолемей.

2. В Средние века развивается математика, медицина, философия. Успехов добились ученые Арабского Востока и Средней Азии. Философы: Ибн Сина или Авиценна (980-1037)(последователь Аристотеля), Ибн Рушд или Аверроэс (1126-1198), Аль-Кинди (9 век) и Аль-Фараби (870-950), Аль-Бируни (973-1048). Ибн Рушд комментировал сочинения Аристотеля; доказывал извечность мира. Арабскую средневековую медицину прославил Авиценна. Он обобщил опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей.

В Западной Европе из-за господства религии родилась специфическая средневековая философская наука – схоластика, а также получили развитие алхимия и астрология. Алхимия способствовала созданию базы для становления химии. Астрология связана была с наблюдением за небесными светилами, что также развивало опытную базу для будущей астрономии.

В эпоху Средневековья накапливался эмпирический опыт, секреты ремесла, собирались рецепты. Наука испытывала давление религии. В научно-теоретических знаниях о природе прогресс шел медленно. В это время наука не оказывала постоянного и существенного влияния на производство. В конце Средневековья, после великих географических открытий наука все более обращается к практике. Три великих изобретения - компас, порох, книгопечатание - положили начало сближению научной и технической деятельности. Потребности практики побуждали к теоретическому исследованию различных механических процессов.

3. В Новое время XVII-XIX вв. определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления. Р. Декарт разработал концепцию рационализма. Он выдвинул идею о культуре, фундаментом которой должны стать разум и наука, а не религия. В середине ХVII века Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Так начиналось великое покорение природы, опиравшееся на науку.

В качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. На рубеже XVI-XVII вв. произошло глубокое преобразование науки, давшей миру такие имена, как Г. Галилей (1564 - 1642), И. Кеплер (1571 - 1630), У. Гарвей (1578 - 1657), Р. Декарт (1596 - 1650), Х. Гюйгенс (1629 - 1695), И. Ньютон (1643 - 1727) и др.

XVII-XVIII вв. – это мануфактурный период. Открытия в математике, механике, физике (Э. Торричелли, Р.А. Реомюра, д. Бернулли, Э. Мариотта, Ж.Л. д' Аламбера, Г. Дэви, Л. Эйлера) подготовили почву для создания машинного производства. Была изобретена паровая машина (Дж. Уатт (1784). Однако, научные результаты по большому счету не были востребованы обществом. Наука имела репутацию «служанки производства».

В конце ХVIII - начале XIX вв. промышленный переворот сменил мануфактуру на фабрики и заводы. Появляется машинное производство. До конца XIX в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству.

4. В конце ХIХ - начале ХХ вв. устанавливается тесная взаимосвязь науки с техникой. Связь науки с производством приобрела более прочный и систематический характер.

5. В ХХ в. складывается единая система «наука - техника – производство». Развитие науки начинает опережать развитие техники и производства.

Ведущее место принадлежит науке, она становится непосредственной производительной силой. Основная часть продукции берет начало в научных лабораториях, производственные процессы приобретают все более научный характер. Научный труд стал преимущественно коллективным, выросла численность научных кадров. Для научных исследований применяются все более сложные опытно-конструкторские установки, самые большие ЭВМ. В производство широко внедряются микроэлектроника, робототехника.

По-прежнему важнейшим направлением является теоретическая физика.

В чем же проявляется возрастание значимости науки для современного общества?

В фундаментальной и практической медицине все более активно внедряются научно-технические достижения.

Постоянное совершенствование домашней электроники - важное направление научно-технического прогресса.

Важнейшим направлением также является создание новых материалов - более прочных, легких, удобных.

Наука тесно связана с техническим прогрессом.

Наука помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, в соответствии с которыми можно было бы решать как глобальные, так и частные проблемы, встающие перед человечеством.