Человек Средневековья.
Человек средневековья чувствовал себя не частицей чего-то большого, социальной корпорации или сословия; он думал о себе, как об исполнителе определенной социальной роли. Так как Средневековье – время универсальных понятий и четко структурированного общества. При этом общество средневековья не было статичным: роли часто менялись, дворянин становился монахом, а крестьянин – рыцарем. Смена роли подразумевала собой замену идеалов, принципов и цели жизни. Неграмотный народ, который знал Библию по дурно истолкованным скульптурным сюжетам и росписям в церквях, относился к Богу с тем пиететом, с которым относятся к чему-то могущественному и непонятному. Простой народ только и знал то, что им рассказывали проповедники (чаще всего – монахи). Не стоит забывать, однако, что крестьянству было также присуще отправление зачастую отнюдь не христианских ритуалов, которые остались со времен галло-римской цивилизации. В конце XII века в моду вошло религиозное воспитание в дворянских семьях. Дворяне часто (но опять же, не всегда) знали Евангелие и могли изъясняться по-латыни. Для членов трех духовных рыцарских орденов (госпитальеры, тевтонцы и тамплиеры) это было обычным явлением. Но порой благоговейное отношение к католической религии не обеспечивало равного же отношения к клирикам, с которыми рыцари часто конфликтовали на светской, феодальной почве. Крестьянин, чей образ жизни не позволял ему задерживаться дома, придавал большое значение всем природным явлениям. Все суеверия, подчас связанные с языческим прошлым земли, были связаны с явлениями природы. Таким суевериям, хотя и в меньшей степени, были подвержены и дворяне. Монахи же проявляли особые способности в толковании природных явлений, стремясь ограничить их христианскими рамками. Положение рыцаря в обществе было наиболее скованным множеством правил и установлений, соблюдение которых подразумевало собой рыцарский образ жизни. Вассальные обязательства и рыцарские добродетели делали из рыцаря человека, стоящего на своеобразной общественной арене, где все его поступки были видны, как на ладони. Доброжелательное отношение к людям (своего круга), идеализированное отношение к женщине, образование – все это накладывало свой отпечаток. Другой аспект – насилие. Для рыцаря оно могло быть оправдано разными причинами: религия, месть, феодальные распри. Но рыцаря могли судить за преступления против представителей его сословия (суд равных, суд сеньора, королевский суд) и лишить рыцарского звания и земель. Рыцарское сословие было наиболее достижимым для закона, ибо рыцарю проще всего было добиться правосудия сперва у своего сеньора, а затем – у короля.
-
Содержание
- Происхождение понятия “средние века”. Периодизация истории Средних веков. Место Средних веков в европейской истории и культуре.
- Начало новой Европы: “великое переселение народов”.
- Образование варварских государств на территории Западной Римской империи.
- Империя Карла Великого.
- Византия IV-XI вв.
- Феодализм.
- Средневековый город. Торговля. Ремесло. Цехи. Политическая и культурная роль городов в средневековом обществе.
- Византийская империя в XII-XV вв.: Особенности социально-экономического и политического развития.
- Утверждение христианской религии в Европе. Основные положения средневеково-христианской доктрины. Средневековые ереси.
- Крестовые походы. Исторический смысл понятия. Причины. Хронология событий 1096-1270. Последствия.
- Кризис церкви в XIV-XV вв.: “Авиньонское пленение”, соборное движение.
- Человек Средневековья.
- Столетняя война.
- Европа в позднее Средневековье: расцвет сословных монархий в Англии, Франции, Испании.
- Германия в XII-XV вв.
- «Раннее Новое время»: временные границы и содержание понятия.
- Эпоха Возрождения в европейской истории.
- Возрождение в Италии. Петрарка. Гуманизм и гуманисты.
- Великие географические открытия. Важнейшие экспедиции. Значение вго.
- Реформация в Германии. Мартин Лютер.
- Реформация как общеевропейское явление (Швейцария, Франция, Англия).
- Контрреформация и католическая реформа. Расцвет деятельности Инквизиции. “Индексы запрещенных книг”.
- Тридцатилетняя война (1618-1648) и ее последствия.
- Зарождение раннекапиталистических отношений в Европе.
- Государство раннего Нового времени. Абсолютизм.
- Укрепление абсолютизма при Ришелье. “Век Людовика XIV”.
- Франция в период религиозных войн.
- Английская революция сер. XVII в.: истоки и последствия.
- Модернизация экономики. Промышленная революция сер. XVIII-сер. XIX вв. В Европе.
- Идеология Просвещения.
- Образование сша.
- Великая французская революция конца XVIII в. И ее мировое значение.
- Наполеоновские войны и их последствия.
- Объединение Германии.
- Построение индустриальных обществ и национальных государств в XIX в.
- Рабочее и социалистическое движение в XIX в. К. Маркс и ф. Энгельс.
- Первая мировая война и ее место в истории XX в.
- Между двумя мировыми войнами. Экономический кризис 1929-1933 гг. И его преодоление.
- Вторая мировая война: причины, основные события, итоги.
- Идеология и политика гитлеровской Германии.
- Складывание и противоборство двух военно-политических блоков после Второй мировой войны.
- Научно-техническая революция и складывание в Европе и Америке второй половины XX в. Постиндустриального общества.
- Глобализация мировых экономических процессов в конце XX-начале XXI в.
- Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х гг. Кризис коммунистической идеи. Распад мировой системы социализма.
- Европейский Союз и европейская интеграция в конце XX-начале XXI в.
- Основные тенденции мировой политики в начале XXI в.