logo search
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Виссарион Григорьевич белинский

1811 – 1848

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич — русский революционный демократ, литературный критик, философ. Деятельность основоположника русской литературной критики протекала в условиях реакции, господствовавшей в России в 30 – 40-е гг. XIX в. Будучи истинным русским патриотом, Белинский резко высмеивал славянофильскую идеализацию патриархального прошлого России и вместе с тем выступал решительным противником теории официальной народности («православие, самодержавие, народность»).

В своих литературно-критических статьях Белинский поднимал самые жгучие вопросы российской общественной жизни, хотя и вынужден был выражать свои мысли эзоповым языком. Видя сущность и специфику искусства в образном воспроизведении действительности в ее типических чертах, он выступал против романтизма, пропагандировал принципы реализма и подлинной народности. Белинский заложил основы научного подхода к истории русской литературы, основал критически-реалистическое направление в ней и явился теоретиком «натуральной школы», основателем которой он по праву считал Н. В. Гоголя.

Духовная природа человека, считал Белинский, отлична от его физической природы, но неотделима от нее: духовное есть «деятельность физического». С этим была связана и разрабатывавшаяся Белинским идея исторического прогресса. Источник прогресса — развитие сознания, выдвигающего новые идеи. Эта концепция утверждала бесконечность прогресса, а также единство национального и общечеловеческого в культурной истории. Эстетические взгляды Белинского формировались под влиянием Гегеля и опирались на опыт мировой и отечественной литературы. Художник не «доказывает», а «показывает». Согласно Белинскому, искусство — это «мышление в образах», которое по своей значимости отнюдь не ниже логического мышления, как полагал Гегель.

«Я в мире боец», — говорил о себе Белинский. «Неистовый Виссарион», как называли его за полемическую страстность и принципиальность, оставался духовным вождем освободительного движения России. Он отстаивал идею народности искусства. Белинский принадлежал к левому крылу западничества, но вместе с тем он признавал славянофильство «как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии» («Ответ "Москвитянину"», 1847). Белинский критиковал славянофилов, их историософские построения, основанные на идеализации допетровской Руси. Он отстаивал идею прогресса, с точки зрения которой оцениваются исторические события и культурные процессы. Деятельность Белинского в области литературной критики породила «литературоцентризм» как характерную особенность последующего развития отечественной духовной культуры. Русский писатель обретает статус «совести» народа и выразителя исторических судеб России. В духе литературоцентризма проводится идея, согласно которой литература предстает как наиболее полный и достоверный выразитель самобытной русской культуры.

Сочинения

1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. СПб., 1900 – 1917. Т. 1 –11. М.;Л., 1926 – 1948. Т. 12–13.

2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953 – 1955.

3. Белинский В. Г. Избранные философские сочинения: В 2 т. М., 1948.

4. Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1976 – 1982.

5. Белинский В. Г, Избранные эстетические работы: В 2 т. М., 1986.

Литература

1. Ленин В. И. О литературе и искусстве. Сб. М., 1979.

2. Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. М.;Л., 1947. Т. 3.

3. Плеханов Г. В. Литература и эстетика. М., 1958. Т. 1.

4. Оксман Ю. Г. Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского М., 1958.

5. История философии в СССР: В 5 т. М., 1968. Т. 2.

6. Филатова Е. М. Белинский. М., 1976.

7. Егоров Б. Ф. Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского. М., 1982.