logo search
Учебник В

4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века

Кризисный век породил кризисное сознание человека XX века. Важнейшим проявлением его выступал все углубляющийся контраст между развитием науки и технологий и духовной сферой человека. Наука в XX в. переживала стремительный взлет. Теория относительности А. Энштейна, квантовая механика М. Планки и Н. Бора, расшифровка Г. Криком структуры ДНК, создание Н. Винером кибернетики и многие другие открытия и достижения в сфере науки не только кардинально изменили представление о мире и возможностях человека, но и позволили за исторически короткий срок значительно изменить всю техносферу Земли и выйти в космос.

В то же время, наряду с взлетом научно-технической мысли нарастали противоречия и кризисные явления в духовной сфере, ярким примером проявления которых стала художественная культура.Традиции реализма и гуманизма, заложенные еще в XIX веке, продолжали развиваться в творчестве Р. Роллана, Л. Фейхтвангера, Г. Грина, Т. Манна, А. Моруа и многих других, однако нарастала нота протеста против бездуховности и тревога за будущее человека. Особо остро она прозвучала после потрясений Первой мировой войны в литературе потерянного поколения, к лучшим образцам которой относятся Прощай оружие! и Фиеста Э. Хемингуэя, На западном фронте без перемен Э.М. Ремарка, Смерть героя Р. Олдингтона.

В период между мировыми войнами, как попытка найти выход из тупика отчуждения личности, обрести свое Я, появился экзистенциализм философское и художественное направление, видными представителями которого были Ж.П. Сартр и А. Камю. Это же время дало ряд ярких образцов модернистской литературы (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст, Т. Элиот). В 50-е годы настроения абсурдности мира и отчужденности от него породили театр абсурда С. Беккета (пьесы В ожидании Годо, Конец игры) и отразились в книгах Дж. Сэллинждера Над пропастью во ржи, Д. Керуака На дороге. Эти книги стали своеобразным манифестом разбитого поколения - западной молодежи середины 50-х - начала 60-х годов.

Наглядной иллюстрацией духовных кризисов и исканий является живопись XX в. Не вдаваясь в перечисление и характеристику различных школ и направлений, можно отметить ряд общих тенденций в восприятии художниками окружающего их мира. Одной из них был отказ от изображения реальности, уход в беспредметность, что характерно для Черного квадрата К. Малевича и основателя абстракционизма В. Кандинского. Другой тенденцией был отказ от изображения реальности и создание своего, зачастую иррационального мира, что в разной мере и форме выразилось в полотнах постимпрессиониста А. Матисса, кубиста П. Пикассо, в экспрессионизме Г. Гросса и сюрреализме С. Дали. Своеобразным протестом против ухода от реальности стал поп-арт 60-х - 70-х годов и позже гиперреализм, где сам вещный мир объявляется предметом искусства.

Особым зеркалом духовного мира человека Индустриальной цивилизации XX в. стал кинематограф. Являясь действительно массовым искусством и имея у своих истоков гениального Чарли Чаплина, он не только достиг в XX в. художественных вершин (например итальянский неореализм), но и стал (совместно с телевидением) носителем такого явления как массовая культура, рассчитанная на среднего потребителя, примитивного и однолинейного по своей сути. И, может быть, именно кинематограф отразил наиболее ярко и наглядно кризисный портрет человека Индустриальной цивилизации XX в., соединившего в себе гуманизм и бездуховность, индивидуализм и попытку преодолеть отчуждение между людьми, поиск высшего смысла своего существования и затягивающий вещизм, попытку понять этот мир и его будущее, бегство от мира, ощущение своих сил и страх перед грядущим Апокалипсисом.