86. Деятельность великих казахских просветителей и мыслителей: ч.Валиханова, и.Алтынсарина, а.Кунанбаева и др.
Чокан Чингисович Валиханов – великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник родился в 1835 году в крепости Кушмурун недалеко от Кустаная. Детство Чокана прошло в родовом имении бабушки Айганым в Сырымбете. Отец Чокана - Чингиз, ага- султан, дед Уалихан. Прадедом Чокана был хан Абылай. В двенадцатилетнем возрасте Чокан поступил на учебу в Сибирский кадетский корпус в городе Омске, который считался в то время лучшим учебным заведением в Сибири. В кадетском корпусе Чокан с увлечением учился, и за какие-то два-три года догнал и перегнал своих сверстников по знаниям. В формировании мировоззрения Чокана значительную роль сыграли друг и одноклассник его Г.Потанин, преподаватели Н.Ф. Костылецкий, литератор В.Т. Лободовский. В 1852 году Чокан познакомился с востоковедом И.Н. Березиным и по его просьбе написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша». Это была его первая научная работа. Уже про 14-15-летнего Чокана преподаватели говорили, что он станет ученым. В 1853 году Чокан закончил обучение в кадетском корпусе и в звании корнета поступил на службу адъютантом генерал-губернатора Степного края Г.Х. Гасфорта. Молодого и не по годам развитого и образованного казаха заметили русские интеллигенты, волею судьбы живущие в Омске писатели и поэты А.Н. Майков, Ф.М.Достоевский, В.Курочкин, ученый-востоковед К.К.Гутковский и другие. Чокан Валиханов принял участие в судьбе ссыльного писателя-петрашевца, будущего классика русской литературы Ф.М. Достоевского, способствовал досрочному освобождению его из ссылки. На службе у генерал-губернатора, Чокан изучал историю, этнографию, литературу и культуру народов Средней Азии, путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, собирал материалы и писал статьи по истории степного края, об обычаях и традициях, религии казахов. В 1856-57 годах Ч. Валиханов совершил научно-исследовательскую и этнографическую экспедицию к заилийским кыргызам и в аулы Старшего Жуза, в Кульджу, где познакомился с историей Джунгарии. В этих поездках он написал известные «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О жанрах казахской народной поэзии», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды» и другие работы, которые стали основой принципиально нового взгляда на казахов, их культуру и литературу. Эти очерки и статьи были высоко оценены русскими учеными. Другим результатом этих поездок было то обстоятельство, что Чокан ознакомился с некоторыми главами великого кыргызского эпоса «Манас», записал их, проанализировал, перевел на русский язык, показал, что «Манас» - выдающееся произведение восточной устной традиции, кыргызского фольклора. Причем, Чокан назвал «Манас» степной «Илиадой», а продолжение «Манаса» поэму «Семетей» Чокан обозначил, как восточная «Одиссея». Вот так, отдельные главы из «Манаса» были впервые в мире опубликованы на русском языке. Знаменитый путешественник П.П.Семенов-Тянь-Шаньский встречался с Чоканом в Жетысу-Семиречье и советовался с ним по поводу маршрутов по этому краю. По его рекомендации в 1857 году Чокан стал действительным членом Российского географического общества. И. Алтынсарин. Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился в семье известного бия Балгожи, окончил казахскую семилетнюю школу в Оренбурге. Глубокое изучение истории и современного состояния русской педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось открыть казахские школы, несколько школ для девушек с интернатами, сельскохозяйственные, ремесленные школы. Ибрай разработал дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия. Написанные им «Киргизская хрестоматия», «Руководство по обучению киргизов русскому языку» имели огромное значение в истории казахской культуры. Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа. И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен Крылова, рассказов Л.Н.Толстого, К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых, сметливых крестьянах. Произведения Алтынсарина правдиво отражали казахскую жизнь. Своими стихотворениями и рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество.
- 68.Завершающий этап вхождения Казахстана в состав Российской империи (50-60-ые гг. XIX в.)
- 69.Абылай хан как государственный деятель, политик и дипломат.
- 70.Участие казахов Младшего жуза в восстании под руководством е. Пугачева 1773-1775 гг.
- 71.Восстание казахов Младшего Жуза под предводительством Сырыма Датова 1784-1797 гг.
- 72.Образование Букеевского ханства в начале XIX в.
- 73.Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838 гг.)
- 74.Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг.
- 75.Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем Жузах 20-ые гг. XIX в.
- 76.Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымова 1837-1847 гг.
- 77.Восстание под предводительством Жанкожи Нурмухамедулы 50-ые гг. XIX в.
- 78.Процесс завоевания Российской империей Южного Казахстана в середине XIX в.
- 79.Административные реформы 1867-1868 гг. В Казахстане и их итоги.
- 80.Завершение административно-судебной реформы, положения об управлении краем 1886 и 1891 гг.
- 81.Восстания казахов в Уральской, Тургайской областях и на Мангыстау против введения “Временных положений” 1867-1868 гг.
- 82.Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX - начале XX вв.
- 83.Переселение уйгур и дунган в Казахстан в 1881 г. Причины и результаты.
- 84.Исследование Казахстана российскими учеными в хіх веке (в.В. Вельяминов-Зернов, а. Левшин, в.В. Бартольд)
- 85.Особенности культуры Казахстана хіх века. Школа “Зар-Заман”. Акыны – мыслители: Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы.
- 86. Деятельность великих казахских просветителей и мыслителей: ч.Валиханова, и.Алтынсарина, а.Кунанбаева и др.
- 87.Социально-экономическое развитие Казахстана в начале хх века.
- 88.Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. На Казахстан.
- 89.Место и роль казахской демократической интеллигенции в национально-освободительном движении в начале хх века.
- 90.Казахская политическая пресса в начале хх века.
- 91.Казахстан в годы Первой мировой войны.
- 92.Причины, ход и историческое значение национально-освободительного восстания 1916 года.
- 93.Особенности положения казахстанского общества после Февральской революции 1917 года. Первый Всеказахский съезд.
- 94.Образование партии Алаш и ее программа.
- 95 Этапы вхождения Казахстана в состав Российской империи (первая треть XVIII - середина XIX).
- 96.Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи ( 30-40–ые гг.XVIII гг.)
- 97.Дайте характеристику второго этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи (вторая половина XVIII гг.)
- 98.Дайте характеристику третьего этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи 20-50-ые гг. XIX в.
- 99.Завершающий этап вхождения Казахстана в состав Российской империи (50-60-ые гг. XIX в.)
- 101 Участие казахов Младшего жуза в восстании под руководством е. Пугачева 1773-1775 гг.
- 102 Восстание казахов Младшего Жуза под предводительством Сырыма Датова 1784-1797 гг.
- 125.Октябрьская революция 1917 года. Установление советской власти в Казахстане.
- 126.Образование Туркестанской автономии. Мустафа Шокай
- 127.Второй Всеказахский съезд 1917 года. Правительство Алаш-Орда.
- 128.Положение Казахстана в годы гражданской войны.
- 129.Политика “военного коммунизма” – переход к коммунистическому производству и распределению. Особенности ее проведения в Казахстане.
- 130.Образование Казахской асср. Учредительный съезд Советов
- 131.Земельно-водная реформа 1921 г.
- 132.Голод 1921-1922 гг. В Казахстане
- 133. Новая экономическая политика (нэп) в Казахстане, ее особенности
- 134. Национально-государственное размежевание Туркестана. Объединение казахских земель в составе Каз асср