Вызов воинственности на земле Причины регресса
В предыдущей главе мы наблюдали, как секулярная цивилизация, которая вырывается из церковной системы, в дальнейшем пробивает себе путь с помощью элементов предыдущей цивилизации, которую она вновь вызывает к жизни. Мы уже наблюдали на примерах, как новая цивилизация пользуется своими возможностями; теперь нам остается посмотреть, откуда эти возможности берутся. Очевидно, это «начало зол», как сказал бы Фукидид, следует искать не в изобилии ресурсов поднимающейся цивилизации, а в каком-то слабом месте или неверном шаге церкви, за счет которой совершается подъем.
Главный ошибочный момент в деятельности церкви содержится уже в тех целях, которые она ставит перед собой. Церковь воинственна, ибо она хочет завоевать Этот Мир. Однако церковь должна сделать это не уничтожением жизни на Земле, но с помощью ее преображения. Все доступные ей средства церковь использует для секулярных и духовных дел, а также для того, чтобы организоваться на Земле в качестве института, поскольку это единственный метод организации мирских человеческих отношений в любом масштабе за пределами узкой сферы прямого личного общения. Прочный институциональный покров, которым церковь находит необходимым закрыть свою эфемерную наготу, чтобы произвести божественную работу в непокорном окружении, несовместим с духовной природой церкви и напоминает роговой панцирь, под которым находится живое тело. Поэтому не удивляет катастрофа, которая охватила земное пристанище Союза Святых, неспособного выполнить на Этой Земле свой духовный труд, справиться с секулярными проблемами в попытках разрешить их институциональными средствами.
Наиболее ярким примером может служить трагедия папы Григория VII Гильдебранда. Гильдебранд был сбит с пути очевидным смешением причин и следствий. Он не был бы истинным и верным слугой Господа, если бы не посвятил себя, используя всю свою власть, борьбе с падением нравов и коррупцией, захлестнувшими западнохристианские церковные круги. Но он не мог бы реформировать священство без предварительной реорганизации церкви, а реорганизовать церковь он не смог бы, не отстаивая приоритета ее власти, и, конечно же, он не смог бы выполнить этой работы, не попытавшись проложить соответствующей демаркационной линии между церковью и государством. Гильдебранд предпринял ряд шагов, причем каждый последующий шаг казался необходимым и логически вытекающим из предыдущего. От стремления к духовному воскрешению христианских душ он постепенно сместился к раздуванию конфликта со Священной Римской империей, которая увлекла церковь прямо на арену военной борьбы. Результат был в равной мере катастрофичным для обоих главных институтов средневекового западного христианства – и для папства, и для империи, – не говоря уже о самом христианстве.
Эта трагедия весьма знаменательна, хотя она и не имеет в истории явных параллелей. Тем не менее она может служить примером духовной деградации церкви, которая оказалась втянутой в решение секулярных вопросов, не по доброй воле попав в Центр мирских событий.
Существует, однако, еще одна широкая дорога, которая также ведет к неизбежному духовному параличу. Дорога эта более известна, внешне более привлекательна, но и более коварна. Церковь рискует впасть в духовный регресс, как только она поддается соблазну установить божественную волю на Земле, ибо воля Господа частью выражена и в праведных социальных целях секуляризованных обществ. Правда, мирские идеалы могут быть случайно достигнуты и в религиозном обществе, причем значительно более успешно, чем они могли бы быть достигнуты в мирском обществе, которое формулирует свои цели прямо и следует только им, не отвлекаясь на что-либо иное. Успех в этом случае является следствием одного из законов жизни, действие которого уже неоднократно демонстрировалось нами на конкретном историческом материале. Однако нелишне будет еще раз напомнить, что закон этот сводится к принципу, согласно которому наилучший путь достижения цели – это стремление не к самой этой цели, а к чему-то более возвышенному, находящемуся за ее пределами. История церкви дает два классических примера действия этого закона. Это подвижничество св. Бенедикта и папы Григория Великого.
Эти святые вели монашеский образ жизни. Кроме того, Григорий поставил перед собой еще одну духовную цель, столь же возвышенную, как и первая. Он стремился дать свет «сидящим во тьме», обращая язычников в лоно христианской церкви. Однако, не преследуя никаких мирских целей, эти два подвижника смогли, тем не менее, свершить такие экономические преобразования, которые оказались совершенно недоступными тогдашним государственным деятелям. Так, папа Григорий спас от голодной смерти городской пролетариат Рима, тогда как константинопольское правительство угасающей Римской империи было совершенно бессильно и не могло выполнить свой долг перед разоренным городом.
История учит нас, что материальные блага, добытые святыми, которые вовсе и не замечали их, не ценили и не стремились к ним, отнюдь не то же самое, что мирские блага для обычных священников, которые только к ним и стремятся, забывая при этом долг веры и духовного подвижничества.
Причина регресса высших религий и суетного повторения секулярных цивилизаций кроется, как мы выяснили, вовсе не в необходимости самосохранения или какой-либо внешней силе, но в «первородном грехе», который есть не что иное, как внутренняя земная человеческая природа.
- Арнольд Тойнби
- Постижение истории
- Введение
- Относительность исторического мышления
- Поле исторического исследования
- Сравнительное исследование цивилизаций. Обзор обществ одного вида Православное христианское общество
- Иранское и арабское общества
- Сирийское общество
- Индское общество
- Древнекитайское общество
- Реликтовые общества
- Минойское общество
- Шумерское общество
- Хеттское общество
- Вавилонское общество
- Андское общество
- Юкатанское, мексиканское и майянское общества
- Египетское общество
- Предварительная классификация обществ данного вида
- Общества полностью независимые
- Сравнимость данного вида Различие между цивилизациями и примитивными обществами
- Ложность концепции «единства цивилизации»
- Философский аспект временных координат обществ данного вида
- Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
- Сравнимость «фактов» при исследовании цивилизаций
- Часть первая Проблема генезиса цивилизаций
- Природа генезиса цивилизаций
- Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
- Позитивные факторы: раса и среда Расовая теория и расовое чувство
- Раса и цивилизация
- Вызов-и-ответ Вызов-и-ответ Действие вызова-и-ответа
- Вызовы и ответы в генезисе цивилизаций
- Генезис египетской цивилизации
- Генезис шумерской цивилизации
- Генезис китайской цивилизации
- Генезисы майянской и андской цивилизаций
- Область вызова-и-ответа «Полные паруса», или «Слишком хорошая земля» [прим37]232
- Возвращение природы
- Центральная Америка
- Северо-аравийская пустыня
- Остров Пасхи
- Стимул суровых стран
- Эгейские берега и их континентальные внутренние земли
- Аттика и Беотия
- Эгина и Аргос
- Стимул новых земель Свидетельства философии, мифологии и религии
- Свидетельство родственно связанных цивилизаций.
- Особый стимул заморской миграции
- Стимул ударов
- Стимул давлений «Форпосты» и «тылы»
- Русское православие.
- Шесть форпостов в истории Западной Европы Начало Западный мир против континентальных европейских варваров
- Западный мир против Московии
- Западный мир против Оттоманской империи
- Западный мир противдальнезападного христианства
- Западный мир против Скандинавии
- Западный мир против сирийского мира на Иберийском полуострове
- Стимул ущемления Природа стимула
- Миграция
- Рабство
- Религиозная дискриминация
- Золотая середина Закон компенсаций
- Что делает вызов чрезмерным?
- Сопоставление по трем параметрам
- Часть вторая
- Рост цивилизаций
- Проблема роста цивилизаций
- Задержанные цивилизации
- Эскимосы
- Кочевники
- Спартанцы
- Природа роста цивилизаций
- Процесс роста цивилизаций Критерий роста Усиливающаяся власть над человеческим окружением
- Рост власти над природой и средой
- Этерификация434
- Перенос поля действия
- Анализ роста Отношение между растущими цивилизациями и индивидами
- Уход-и-возврат Личности
- Социальные группы
- Греция во второй главе эллинской истории
- Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях Движение Ухода-и-Возврата
- Апостол Павел
- Святой Игнатий Лойола
- Плеяда историков
- Ибн Хальдун
- Конфуций
- Уход-и-Возврат в истории цивилизаций
- Дифференциация в ходе роста
- Надломы цивилизаций Убедителен ли детерминизм?
- Механичность мимесиса
- Смена ролей
- Афины и Венеция: поклонение эфемерной личности
- Восточная Римская империя: поклонение эфемерному институту
- Давид и Голиаф: поклонение эфемерному техническому средству
- Папский престол: отравление победой
- Часть третья
- Распады цивилизаций
- Критерий распада
- Подход к проблеме
- Движение раскола-и-палингенеза
- Раскол в социальной системе Правящее меньшинство
- Внутренний пролетариат Эллинский прототип
- Внешний пролетариат Отчуждение прозелита
- Раскол в душе Альтернативные формы поведения, чувства и жизни
- Отшельничество и аскетизм
- Труантизм 596и мученичество
- Чувство греха
- Чувство промискуитета
- Вульгаризиция правящего меньшинства
- Вульгаризация и варваризация в искусстве
- Чувство единства
- Архаизм Архаизм в институтах и идеях
- Архаизм в искусстве
- Архаизм в языке и литературе
- Архаизм в религии
- Самоуничтожение архаизма
- Футуризм Отношение между футуризмом и архаизмом
- Разрыв с настоящим Разрыв в манерах
- Разрыв в институтах
- Разрыв в светской культуре и религии
- Самотрансценденция футуризма
- Отрешение
- Преображение
- Палингенез
- Анализ распада Творческий гений в роли спасителя
- Спаситель с мечом
- Спаситель с «машиной времени»
- Философ в маске короля
- Бог, воплотившийся в Человеке
- Ритмы распада
- Ритм эллинистической истории
- Ритм китайской истории
- Ритм шумерской истории
- Часть четвертая Универсальные государства Цели или средства?
- Универсальные государства как цели Мираж бессмертия Парадоксальное непонимание
- Последствия Римской империи и Арабского халифата
- Последствия Маньчжурской, Оттоманской и Могольской империй
- Признаки умерших универсальных государств
- Священная Римская империя
- Посещение османов и моголов «призраком призраков»
- «Великая идея» современных греков
- Москва – Третий Рим
- Загадка престижа императорского двора в Японии
- Источник иллюзии
- Универсальные государства как средства Цена эвтанасии 728
- Кондуктивность универсальных государств
- Психология мира
- Провинции Мотивы действий имперских властей
- Финансовые функции провинций
- Юридические функции провинции
- Военные функции провинций
- Столицы Законы, управляющие миграцией столиц
- Миграция столиц иностранных основателей империи
- Миграция столиц варварских основателей империи
- Миграция столиц метрополий
- Кто извлекает выгоду?
- Часть пятая Вселенские церкви Церковь как «раковая опухоль»
- Церковь как «куколка»
- Церковь как высший вид общества Изменение ролей
- Откровение через страдание
- Единодушие и разногласия высших религий
- Ценность различий
- Роль цивилизаций
- Цивилизация как регресс
- Вызов воинственности на земле Причины регресса
- Предчувствие духовного возрождения
- Возможность духовного роста
- Часть шестая Героические века Варварское прошлое
- Образ реальности
- Контакты между цивилизациями в пространстве
- Современный запад и россия
- Современный запад и восточная азия
- Контакты эллинистического общества
- Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Психологические последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Контакты цивилизаций во времени Ренессанс институтов, правовых систем и философии
- Ренессансы языка, литературы и изобразительного искусства
- Религиозные ренессансы
- Часть седьмая Вдохновение историков Взгляд историка
- Привлекательность фактов истории Восприимчивость
- Любопытство
- Блуждающий огонек всеведения
- Импульс к исследованию отношений между фактами Критические реакции
- Творческие ответы
- II. Неразвившиеся цивилизации
- [Прим10]
- [Прим11]
- [Прим12]
- [Прим13]
- [Прим14]
- [Прим37]
- [Прим111]
- I. Расцветшие цивилизации
- II. Неразвившиеся цивилизации
- III. Застывшие цивилизации