logo search
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Николай Яковлевич данилевский

1822 – 1885

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич — русский публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма. В 1849 г. был арестован по делу Петрашевского, после заключения в Петропавловской крепости в 1850 г. выслан из Петербурга. Участник и руководитель ряда научных экспедиций по изучению природных богатств России.

Философско-исторические и социологические взгляды Данилевского наиболее полно изложены в сочинении «Россия и Европа». В качестве исходного момента своих построений Данилевский взял реальную философско-историческую проблему разнообразия культур и различий в их внутреннем содержании, однако стремился дать этой проблеме позитивистское истолкование: изучение истории подлежит естественнонаучной методологии. Историческая реальность и историческое познание, по Данилевскому, обусловлены витальным бессознательным субстратом человеческого бытия. Этническая общность — основная форма реализации этого субстрата в социальном и культурном бытии людей. Социальность, познание и творчество суть продукты этнической, а через нее — биологической детерминации.

Основная реальная и самодовлеющая сила истории — обособленный локальный «культурно-исторический тип» («цивилизация»). Подобно биологическим организмам, культурно-исторические типы находятся в процессе непрерывной борьбы с внешней средой и друг с другом; они проходят стадии зарождения, дряхления и гибели. Данилевский выделяет четыре важнейших формы деятельности, или «основы», самопроявления цивилизаций — религиозную, «культурную» (нацеленную прежде всего на активность в интеллектуальном и художественном творчестве), политическую и социально-экономическую. Развитые культурно-экономические типы, как правило, были одноосновными, то есть творческие силы сосредоточивались на одной из сфер деятельности за счет остальных. Ход истории выражается в процессах внутренней динамики, внешнего противоборства и взаимовытеснения политически-оформленных культурно-исторических типов.

Данилевский выделил тринадцать таких типов, исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, призванным привнести подлинный смысл в будущую историю человечества типом Данилевский считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе. На исходе жизни Данилевский избавляется от крайностей витализма, в его мировоззрении сильнее проявляются телеологически-эволюционистские идеи, особенно выразившиеся в критике дарвинизма. Историософские идеи Данилевского оказали воздействие на культурологию К. Леонтьева и предвосхитили аналогичные построения О. Шпенглера.

Сочинения

1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. 2-е изд. СПб., 1871.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Восточный вопрос // Русская речь. Изд. А. А. Мавроцкого. 1879.

3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. 6-е изд. СПб., 1995.

Литература

1. Страхов Н. Н. Жизнь и труды Н. Я. Данилевского II Данилевский Н. Я. Россия и Европа. 6-е изд. СПб., 1995.

2. Бестужев-Рюмин К. М. Теория культурно-исторических типов // Там же.

3. Галактионов А. А. Органическая теория как методология социологической концепции Н. Я. Данилевского // Там же.

4. Пивоваров Ю. С. Николай Данилевский в русской культуре и мировой науке // Мир России. 1992. Т.1. № 1.

5. Кефели И. Ф. Судьба идеи (к вопросу о теории цивилизации Н. Я. Данилевского) // Деятели русской науки XIX - XX веков. Вып. 2. / Ред.-составитель М. Ф. Хартанович. СПб., 1993.