3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
1 этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании. Начало научной революции было положено Н. Коперником и его последователями Дж. Бруно, Г. Галилеем, Кеплером.
В 1543 г. польский ученый Н. Коперник (1473-1543) опубликовал книгу «О вращении небесных сфер», в которой утвердил что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом и отверг геоцентрическую систему Птолемея, по которой Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной.
Г. Галилей (1564 – 1642) обосновал и утвердил гелеоцентрическую систему, открыл четыре самых крупных спутника Юпитера из 13 известных в настоящее время. Галилей одержал успехи в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт. Заметьте: умирает Галилей, рождается Ньютон!
Англичанин Исаак Ньютон (1643 – 1727) – один из величайших ученых в истории человечества. Написал огромное количество научных трудов по самым разным областям науки. Оптика, астрономия, математика, механика. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел.
Далее в ХVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии И. Кантом. (1724-1804) и П. Лапласом (1749-1827), а также в химии – А.Л. Лавуазье (1743-1794). К этому периоду относится деятельность М.В. Ломоносова (1711-1765), предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.
Опора ученых XVII-XVIII века на эксперимент, развитие механики заложили фундамент для установления связи науки с производством. Однако, к началу XIX в. накопленный наукой опыт, материал в отдельных областях уже не укладывался в рамках механистического объяснения природы и общества. В XIX веке начался новый виток развития науки, происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания.
Науку прославили:
I. Р. Майер (1814-1878), Дж. Джоуль (1818-1889), Г. Гельмгольц (1821-1894). Они открыли законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии.
II. Т. Шванн (1810-1882) и М. Шлейден (1804-188l) создали клеточную теорию всех живых организмов.
III. Ч. Дарвин (1809-1862), создал эволюционное учение в биологии.
IV. Д.И. Менделеев (1834-1907) открыл периодическую систему элементов. Была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества.
2 этап. На рубеже XIX-ХХ вв. произошла новая научная революция, начавшись в физике. Успехи физики оказали влияние на химию и другие науки. Новая научная революция связана, прежде всего, с именами М. Планка (1858 - 1947) и А. Эйнштейна (1879 - 1955).
Создание теории относительности и квантовой теории ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.
Открытие электрона, радия и радиоактивности, превращения химических элементов.
Получила развитие генетика. Сформировалась хромосомная теория.
К середине ХХ в. на одно из первых мест в естествознании выдвинулась биология. Ф. Крик (род. 1916) и Дж. Уотсон (род. 1928) установили молекулярную структуру ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – носитель наследственных признаков. Работами ученых М. Ниренберг, С. Очуа, Х. Коране была произведена расшифровка генетического кода.
3 этап. В середине ХХ века началась научно-техническая революция (НТР). Наука развивает технику, а техника, в свою очередь, постоянно стимулирует прогресс науки.
Сложилась картина мира. Картина мира – это совокупность устойчивых представлений о Вселенной, о месте в ней человека, его отношении к себе и окружающим.
В естественно-научном познании выделяют: научную картину мира, общенаучную картину мира, физическую картину мира.
1. научная картина мира формируется на основе достижений отдельных наук, например, физики, астрономии, биологии, философии и др. Это знания, полученные в предшествующие эпохи и новые знания.
2. общенаучная картина мира.
В эпоху античности в астрономии господствовала геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея, признающая центральное положение Вселенной Земли.
В эпоху Средневековья возникла гелеоцентричесся система Коперника, признающая центральное положение во Вселенной Солнца.
Современная наука признает существование во Вселенной (Метагалактике) миллиардов галактик – гигантских звездных систем, подобных нашей Солнечной системе.
3. физическая картина мира лидирует в современном естественно-научном познании.
После научной революции XVII в. вплоть до конца XIX в. физическая картина мира строилась на базе классической механики.
Современная физическая картина мира строится на основе квантовой механики, а также теории относительности.
Результат научной деятельности - эта приращение знаний.
Ученый должен нести моральную ответственность за социальные последствия антигуманистического применения его открытия.
В настоящее время научные дисциплины принято подразделять на три большие группы: естественные, общественные и технические. В то же время резкой грани между ними нет, и ряд научных дисциплин занимает промежуточное междисциплинарное положение, например, биотехнология, радиогеология.
Науку подразделяют на:
фундаментальные науки. Заняты познанием законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы изучаются в «чистом виде», поэтому фундаментальные науки иногда называют чистыми науками. Фундаментальные науки способствуют развитию науки в целом, хотя и не дают никаких материальных выгод.
прикладные науки – это применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Из прикладных наук можно извлечь непосредственную пользу.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.