На новгородском и лужском направлениях
Как и в предыдущие годы, в начале 1944 г. Волховский фронт крупными силами танковых войск не располагал. Имевшиеся танковые соединения и части в большинстве своем находились в подчинении 59-й армии, которой в операции по окончательному снятию блокады Ленинграда отводилась главная роль. Об этом свидетельствуют данные табл. 1.
Танковые соединения и части использовались как средства поддержки пехоты в тесном взаимодействии с ней. [188]
Таблица 1. Танковые соединения и части армий Волховского фронта по состоянию на 1 января 1944 г.
Армия | Танковые соединения и части |
8 | 33 гв. и 185 отп |
54 | 124 отп, 107 и 501 отб{~1} |
59 | 16, 29 и 122 отбр, 32, 35 и 50 гв. отп, 1433, 1434 сап, 500, 502 и 503 отб |
Резерв фронта | 7 гв. отбр |
ЦАМО, ф. 3091, оп. 1, д. 2, л. 5.
{~1}К 10 января 501-й отб из 54-й армии был передан в 59-ю армию, в нее же вновь был включен 1536 сап.
Как известно, наступление войск Волховского фронта в заключительной операции началось утром 14 января 1944 г. Вместе с пехотой дружно атаковали противника танки непосредственной поддержки пехоты.
16-я танковая бригада, составляя подвижный отряд 6-го стрелкового корпуса (бригаде были приданы стрелковый полк, артиллерийский дивизион и саперная рота), к 15 час. вышла к р. Питьбе, т. е. на тот рубеж, с которого и имелось в виду ввести ее в бой. Здесь бригада встретила ожесточенное сопротивление врага и сплошные минные заграждения. Движение приостановилось. Часть танков застряла в болоте, несколько танков подорвалось на минах{402}.
Не теряя времени, командир корпуса повернул бригаду для действий на правом фланге 239-й стрелковой дивизии с целью развития наметившегося успеха на участке 511-го стрелкового полка. Танковые батальоны с десантами автоматчиков вышли на исходные позиции и в 18 час. начали атаку. Впереди танков первого эшелона находились отряды обеспечения дивизии для наведения переправы через р. Питьбу.
Мотострелковый батальон первым форсировал реку, захватил плацдарм и своими действиями обеспечил переправу танков. Успеху переброски их во многом способствовал саперный взвод старшего лейтенанта А. Е. Баусова, осуществивший разминирование проходов и подготовку переправы.
Прокладывая дорогу танкам, Баусов вывел их на шоссе Новгород — Чудово, и они быстро достигли намеченного рубежа, не потеряв ни одной машины от вражеских мин. 15 января части бригады овладели населенным пунктом Тютицы. Дорога на ст. Подберезье была открыта{403}.
Еще до рассвета 16 января танковые батальоны с десантом обходным путем по лесу и болотам двинулись к ст. Подберезье. Офицеры-танкисты показали высокую выучку в ориентировании [189] в лесу ночью. Особенно отличился начальник танковой разведгруппы командир взвода 2-го танкового батальона коммунист старший лейтенант Н. М. Горохов, проложивший путь танкам до самого объекта атаки. В этот же день танковая бригада, взаимодействуя со стрелковыми частями, достигла железнодорожной линии и стремительной атакой с северо-запада овладела ст. Подберезье — важным опорным пунктом противника{404}.
Первым на станцию ворвался танковый взвод старшего лейтенанта Горохова (механик-водитель Прошев, командир башни Гришин, радист Шишкин). Вражеский гарнизон был застигнут врасплох. Поднялась паника, гитлеровцы пытались удрать, бросая технику, но меткие выстрелы и послушная машина настигали убегающих. Гусеницами танков и губительным огнем Горохов и его экипаж уничтожили до 100 фашистов{405}. Их действия были дерзкими, смелыми и решительными.
Наступление танковой бригады было неожиданным для врага, и он оказался отрезанным в опорных пунктах — Андрюхиново, Подберезье и Малое Водское. Гитлеровское командование было вынуждено начать поспешный отвод своих частей из этих районов через ст. Подберезье, не предполагая, что она уже занята нашими войсками, а шоссейная дорога Подберезье — Некохово перерезана.
Танкисты капитана П. Д. Лобанова, находясь в засадах в районе Подберезья, пропустили колонну противника, состоявшую из автомашин и вездеходов с прицепленными к ним орудиями, и перекрестным огнем с хвоста и головы колонны разгромили ее. Были уничтожены 23 автомашины, из них 12 — с прицепленными 75-мм противотанковыми пушками, до 300 солдат и офицеров. Захвачены 25 исправных автомобилей и тягачей, несколько десятков мотоциклов и много другого военного имущества{406}. С этого дня 28-я немецкая легкопехотная дивизия по сути дела перестала существовать.
Произведя дозаправку танков горючим и боеприпасами и разведку маршрутов, бригада двинулась в направлении платформы Болотная — дер. Вяжищи. По сложной лесисто-болотистой местности еще до наступления темноты по пути она достигла железнодорожной станции Татино, где встретила сопротивление врага. Преодолев его, основные силы бригады продолжали продвижение в направлении платформы Болотной{407}.
В это же время 29-я танковая бригада, действовавшая с 65-й стрелковой дивизией, составлявшей второй эшелон того же 6-го стрелкового корпуса, продвигалась вдоль железнодорожного полотна на Сиверцово с целью атаковать Вяжище с юга. К полуночи совместной атакой 16-й и 29-й танковых бригад и стрелковых частей сильный опорный пункт Вяжище был взят. Противник понес большие потери в живой силе и боевой технике.
В боях за Вяжище особо отличился 16-й мотострелковый батальон 16-й танковой бригады под командованием майора В. Л. Рябикова. Командир разведвзвода этого батальона лейтенант [190] Е. В. Страканов со своим комбатом Рябиковым вывели основные силы бригады в точно намеченный район{408}.
Разбитые части 1-й авиаполевой и 28-й легкопехотной дивизий противника пытались уйти по железной дороге на разъезд Нащи. Дозаправив танки боеприпасами и горючим, 16-я танковая бригада начала рейд по маршруту Вяжищи — разъезд Нащи. Сплошной лес с деревьями толщиной от 30 до 50 см, топкое болото не позволяли танкам двигаться в голове наступающей колонны. Тогда командир бригады полковник К. О. Урванов решил пустить в голове колонны самоходно-артиллерийский полк и мотострелковый батальон, с тем, чтобы перехватить этими силами железную дорогу и держать ее до выхода танков из болот.
16-й мотострелковый батальон в течение ночи отбил восемь яростных контратак противника со стороны Новгорода. Личный состав батальона показал образцы стойкости и упорства, обеспечил 20 января 1944 г. успешный выход танков на железнодорожное полотно.
В боях за овладение разъездом Нащи отличился командир расчета станкового пулемета парторг роты старший сержант Я. А. Леонидов. Из пулемета он буквально косил наседавших гитлеровцев. Кончались патроны — Леонидов отползал и собирал их, где было возможно, у раненых и убитых. Три сильные контратаки отбил Леонидов. Его серьезно ранило дважды, но он не покинул поля боя. Превозмогая боль, стиснув зубы, Леонидов безжалостно мстил врагам за кровь, пролитую его товарищами и им самим. Тогда гитлеровский офицер решил разделаться с отважным пулеметчиком и стал скрытно подползать к нему. Однако Леонидов заметил врага, мгновенно выскочил из окопа и прикладом автомата уничтожил гитлеровца. Вскоре Леонидов был ранен в третий раз и уже в бессознательном состоянии эвакуирован в тыл. За мужество и стойкость, проявленные в бою, Я. А. Леонидов был награжден орденом Красного Знамени{409}.
Комсомольцы мотострелкового батальона старший сержант В. А. Смирнов, рядовые А. В. Воронин, А. М. Мартынов, В. А. Щербаков, В. М. Шестаков и другие, находясь в первых рядах батальона, подпускали гитлеровцев на 15–20 м и расстреливали их в упор. Когда кончались боеприпасы, они собирали трофейное оружие и продолжали им разить врага.
Преодолев 4-километровое болото и сплошной лес, танкисты 16-го мотострелкового батальона вышли на железную дорогу в 2 км восточнее разъезда Нащи, выставили заслоны, подтянули машины, застрявшие в болоте, собрали мотострелков и на максимальных скоростях двинулись по маршруту Дмитриевское общество — Горынево — Мясокомбинат, где соединились с частями, действующими со стороны Новгорода{410}. Так блестяще была выполнена поставленная задача.
- Приложения
- Предисловие
- Прорыв блокады Ленинграда. Борьба за расширение приладожского коридора
- Новгородско-Лужская операция
- В операциях 1943 г.
- Во время штурма «Северного вала»
- Наступление 2-й Ударной армии, продолжавшееся с 9 сентября до середины месяца, успеха не имело.
- В период прорыва блокады Ленинграда
- Для контроля за соблюдением артиллерийскими частями мер маскировки на марше и огневых позициях использовались самолеты.
- Для стрельбы прямой наводкой на участке прорыва 2-й Ударной армии были выделены 218 орудий (в среднем 18 орудий на 1 км фронта{285}), 8-й армии, наносящей вспомогательный удар, — 71 орудие.
- Добытые к началу операции разведывательные данные создали [141] благоприятные условия для точного ведения огня артиллерии.
- В Новгородско-Лужской операции
- Армейская группа разрушения была сформирована в составе гаубичной артиллерийской бригады большой мощности.
- 2 Октября бригада получила новый приказ совместно с частями 310-й стрелковой дивизии продвигаться в направлении Тортолово, пос. 1-й Эстонский{343}.
- На прорыв блокады Ленинграда
- На новгородском и лужском направлениях
- 20 Января радио Москвы известило о победе наших войск под Новгородом. Верховный Главнокомандующий объявил благодарность всему личному составу бригады{411}. [191]
- В первых числах января 1942 г. На усиление ввс фронта прибыли авиачасти, вооруженные самолетами По-2. Превосходство по количеству и качеству авиационной техники было на стороне противника{444}.
- При прорыве блокады Ленинграда
- Навстречу Ленинградскому фронту
- Под Новгородом и Лугой
- Железнодорожный и водный транспорт
- В число реставрируемых дефицитных деталей входили коренная шестерня, блоки цилиндров, передняя ось, шестерни третьей и четвертой скоростей, коробки перемены передач и др.
- Обеспечение войск горючим
- Продовольственное и вещевое снабжение, квартирная служба
- Медицинское обеспечение
- Военно-ветеринарная служба
- 25 Октября 1942 г. «Правда» писала: «в истории героической обороны Ленинграда навсегда останется подвиг Ладоги, трудовой и воинский подвиг ее моряков».
- Партизанская борьба под Ленинградом в период прорыва и окончательного снятия блокады
- Заключение