Предчувствие духовного возрождения
Если регресс высших религий – следствие первородного греха, можно ли заключить, что, поскольку первородный грех воспроизводится в Этом Мире с каждым появившимся на свет младенцем, значит, регресс неизбежен? И если он действительно неизбежен, означает ли это, что вызов воинственности на Земле столь безнадежно силен, что ни одной церкви не суждено успешно противостоять ему? А это заключение не приводит ли в свою очередь к мысли, что церковь не играет сколько-нибудь значительной исторической роли, если не считать роли куколки в бесконечном и бесполезном круговороте секулярных цивилизаций? Прежде чем согласиться с утверждением, что божественный свет обречен погибнуть в мраке непонимания, следует внимательно присмотреться к череде духовных озарений, которые время от времени являются в мир эпифаниями высших религий. Возможно, главы былой духовной жизни дадут основания для надежды на духовное возрождение и спасение от регресса, которому подвержена Воинствующая Церковь.
Исторический путь отмечен вехами духовных взлетов и падений, и особое место на этом пути занимают имена Авраама, Моисея, Пророков и Христа. Ими отмечены те точки человеческой истории, где взгляд историка обнаруживает надломы цивилизаций. Эмпирические наблюдения приводят нас к выводу, что высшие точки религиозного опыта совпадают с низшими точками истории секулярного общества. Это также можно считать одним из «законов» земной жизни человека. Если вывод наш справедлив, то следует ожидать, что история дает свидетельства и обратного действия закона, то есть что высшие точки секулярной истории совпадают с низшими точками истории религиозной, а, значит, религиозный взлет, сопровождающий мирской упадок, является не просто духовным достижением, но и духовным возрождением.
Выше мы уже видели, что суровые естественные условия могут быть факторами, способствующими мирскому развитию. По аналогии можно предположить, что духовно тяжкие условия также могут способствовать успехам в области религиозных исканий, Духовно неблагоприятное окружение можно определить словами Платона как «город свиней», в котором искания души подменяются заботой о материальном благополучии. Однако не все потеряно в подобной ситуации. Наиболее чувствительные, ищущие души начинают протестовать, сопротивляясь благам Этого Мира. Даже на относительно низком уровне варварской добродетели может проявиться сила духа героя, как это случилось с Одиссеем. На уровне же высших религий поражение священника – сигнал для пророка.
Мы уже упоминали классический случай ранних христианских мучеников, которые жертвовали всем, чтобы сохранить в чистоте и безупречности свои нравственные позиции. Их духовная непримиримость вызывала негодование язычников, которые верили, что на дворе не быстротечное бабье лето, а июнь; однако они смутно сознавали, что фантастическое, с их точки зрения, поведение христианских мучеников озаряется неведомым им самим внутренним светом. Этот же внутренний свет побуждал св. Франциска Ассизского с тревогой и отвращением бунтовать против пустоты роскошной жизни отчего дома. Отец св. Франциска был прототипом преуспевающего бизнесмена, завоевавшего позже западный мир.
Стремительный рост материального прогресса, который был начат умбрийскими суконщиками в XII в. и продолжался беспрепятственно вплоть до XX столетия, предстал вдруг перед мрачной перспективой, провидчески описанной некогда св. Григорием 744. «Сегодня смерть и горе повсюду, опустошение кругом и слезы. Однако голос плоти ослепляет дух. Мы бежим за мирскими благами, а сам мир ускользает от нас: мы хватаемся за него, а он разрушается на наших глазах, и, поскольку мы не силах остановить это разрушение, мы тонем вместе с ним. Когда-то мир привлекал нас своей красотой, сейчас же он полон таких противоречий, что сам направляет нас прямо в руки Господа». Св. Григорий остро сознавал, что душа, отчужденная от Бога мирским процветанием, может примириться с Богом, потрясенная зрелищем того, что рай земной обращается в прах и пепел. Свет дня, затухая, уступает место тьме ночи, но ночь проходит, и сияние облаков на востоке предвещает новый день. Так и опыт Рима VI в. н.э. был знамением и провозвестником событий XX в.
Сразу по окончании второй мировой войны демонические силы зла стали угрожать западному миру новой гигантской катастрофой. Над миром нависла угроза самоуничтожения в ходе третьей мировой войны.
Мир, секуляризованный в процессе вестернизации, оказался перед непростым выбором. С одной стороны, его влекла порочная инерция распространения неоязычества; в этом случае пламя религии могло вспыхнуть с новой силой, как это случилось на развалинах эллинского мира. Другая возможность заключалась в творческом раскаянии и отказе от неоязычества через обличение тех чудовищных сил и импульсов, которые были эвоцированы теми реакционными тенденциями истории, что были связаны с поклонением этим силам. В случае принятия первой катастрофической возможности человек освобождается от духовной ответственности через физическую аннигиляцию. Если же он изберет альтернативный и не столь драматический путь, он вновь столкнется с теми мучительными вопросами, которые и составляют соль духовной жизни.
Какой же путь изберет неоязыческая душа? Имеет ли она возможность сойти с проторенной дороги, которая ведет к гибели, и встать на трудную тропу, ведущую к жизни? (Матф. 7, 13-14; Лука 13, 24). Или она предпочтет оказаться в тупике? Откликнется ли она на голос, взывающий: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло», на пророческий голос: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанн 3, 3)? Или она поверит Мефистофелю, который утверждает, что человек не может вернуться в материнское лоно и родиться еще раз? Конечно, детеныш кенгуру, вползая в сумку матери, не достигает тем самым Царствия Божия.
Так куда же зовет человека тихий голос, звучащий в его душе, – в порочный круг или к жизни вечной? На этот роковой вопрос человечество должно ответить, если оно хочет выжить.
- Арнольд Тойнби
- Постижение истории
- Введение
- Относительность исторического мышления
- Поле исторического исследования
- Сравнительное исследование цивилизаций. Обзор обществ одного вида Православное христианское общество
- Иранское и арабское общества
- Сирийское общество
- Индское общество
- Древнекитайское общество
- Реликтовые общества
- Минойское общество
- Шумерское общество
- Хеттское общество
- Вавилонское общество
- Андское общество
- Юкатанское, мексиканское и майянское общества
- Египетское общество
- Предварительная классификация обществ данного вида
- Общества полностью независимые
- Сравнимость данного вида Различие между цивилизациями и примитивными обществами
- Ложность концепции «единства цивилизации»
- Философский аспект временных координат обществ данного вида
- Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
- Сравнимость «фактов» при исследовании цивилизаций
- Часть первая Проблема генезиса цивилизаций
- Природа генезиса цивилизаций
- Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
- Позитивные факторы: раса и среда Расовая теория и расовое чувство
- Раса и цивилизация
- Вызов-и-ответ Вызов-и-ответ Действие вызова-и-ответа
- Вызовы и ответы в генезисе цивилизаций
- Генезис египетской цивилизации
- Генезис шумерской цивилизации
- Генезис китайской цивилизации
- Генезисы майянской и андской цивилизаций
- Область вызова-и-ответа «Полные паруса», или «Слишком хорошая земля» [прим37]232
- Возвращение природы
- Центральная Америка
- Северо-аравийская пустыня
- Остров Пасхи
- Стимул суровых стран
- Эгейские берега и их континентальные внутренние земли
- Аттика и Беотия
- Эгина и Аргос
- Стимул новых земель Свидетельства философии, мифологии и религии
- Свидетельство родственно связанных цивилизаций.
- Особый стимул заморской миграции
- Стимул ударов
- Стимул давлений «Форпосты» и «тылы»
- Русское православие.
- Шесть форпостов в истории Западной Европы Начало Западный мир против континентальных европейских варваров
- Западный мир против Московии
- Западный мир против Оттоманской империи
- Западный мир противдальнезападного христианства
- Западный мир против Скандинавии
- Западный мир против сирийского мира на Иберийском полуострове
- Стимул ущемления Природа стимула
- Миграция
- Рабство
- Религиозная дискриминация
- Золотая середина Закон компенсаций
- Что делает вызов чрезмерным?
- Сопоставление по трем параметрам
- Часть вторая
- Рост цивилизаций
- Проблема роста цивилизаций
- Задержанные цивилизации
- Эскимосы
- Кочевники
- Спартанцы
- Природа роста цивилизаций
- Процесс роста цивилизаций Критерий роста Усиливающаяся власть над человеческим окружением
- Рост власти над природой и средой
- Этерификация434
- Перенос поля действия
- Анализ роста Отношение между растущими цивилизациями и индивидами
- Уход-и-возврат Личности
- Социальные группы
- Греция во второй главе эллинской истории
- Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях Движение Ухода-и-Возврата
- Апостол Павел
- Святой Игнатий Лойола
- Плеяда историков
- Ибн Хальдун
- Конфуций
- Уход-и-Возврат в истории цивилизаций
- Дифференциация в ходе роста
- Надломы цивилизаций Убедителен ли детерминизм?
- Механичность мимесиса
- Смена ролей
- Афины и Венеция: поклонение эфемерной личности
- Восточная Римская империя: поклонение эфемерному институту
- Давид и Голиаф: поклонение эфемерному техническому средству
- Папский престол: отравление победой
- Часть третья
- Распады цивилизаций
- Критерий распада
- Подход к проблеме
- Движение раскола-и-палингенеза
- Раскол в социальной системе Правящее меньшинство
- Внутренний пролетариат Эллинский прототип
- Внешний пролетариат Отчуждение прозелита
- Раскол в душе Альтернативные формы поведения, чувства и жизни
- Отшельничество и аскетизм
- Труантизм 596и мученичество
- Чувство греха
- Чувство промискуитета
- Вульгаризиция правящего меньшинства
- Вульгаризация и варваризация в искусстве
- Чувство единства
- Архаизм Архаизм в институтах и идеях
- Архаизм в искусстве
- Архаизм в языке и литературе
- Архаизм в религии
- Самоуничтожение архаизма
- Футуризм Отношение между футуризмом и архаизмом
- Разрыв с настоящим Разрыв в манерах
- Разрыв в институтах
- Разрыв в светской культуре и религии
- Самотрансценденция футуризма
- Отрешение
- Преображение
- Палингенез
- Анализ распада Творческий гений в роли спасителя
- Спаситель с мечом
- Спаситель с «машиной времени»
- Философ в маске короля
- Бог, воплотившийся в Человеке
- Ритмы распада
- Ритм эллинистической истории
- Ритм китайской истории
- Ритм шумерской истории
- Часть четвертая Универсальные государства Цели или средства?
- Универсальные государства как цели Мираж бессмертия Парадоксальное непонимание
- Последствия Римской империи и Арабского халифата
- Последствия Маньчжурской, Оттоманской и Могольской империй
- Признаки умерших универсальных государств
- Священная Римская империя
- Посещение османов и моголов «призраком призраков»
- «Великая идея» современных греков
- Москва – Третий Рим
- Загадка престижа императорского двора в Японии
- Источник иллюзии
- Универсальные государства как средства Цена эвтанасии 728
- Кондуктивность универсальных государств
- Психология мира
- Провинции Мотивы действий имперских властей
- Финансовые функции провинций
- Юридические функции провинции
- Военные функции провинций
- Столицы Законы, управляющие миграцией столиц
- Миграция столиц иностранных основателей империи
- Миграция столиц варварских основателей империи
- Миграция столиц метрополий
- Кто извлекает выгоду?
- Часть пятая Вселенские церкви Церковь как «раковая опухоль»
- Церковь как «куколка»
- Церковь как высший вид общества Изменение ролей
- Откровение через страдание
- Единодушие и разногласия высших религий
- Ценность различий
- Роль цивилизаций
- Цивилизация как регресс
- Вызов воинственности на земле Причины регресса
- Предчувствие духовного возрождения
- Возможность духовного роста
- Часть шестая Героические века Варварское прошлое
- Образ реальности
- Контакты между цивилизациями в пространстве
- Современный запад и россия
- Современный запад и восточная азия
- Контакты эллинистического общества
- Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Психологические последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Контакты цивилизаций во времени Ренессанс институтов, правовых систем и философии
- Ренессансы языка, литературы и изобразительного искусства
- Религиозные ренессансы
- Часть седьмая Вдохновение историков Взгляд историка
- Привлекательность фактов истории Восприимчивость
- Любопытство
- Блуждающий огонек всеведения
- Импульс к исследованию отношений между фактами Критические реакции
- Творческие ответы
- II. Неразвившиеся цивилизации
- [Прим10]
- [Прим11]
- [Прим12]
- [Прим13]
- [Прим14]
- [Прим37]
- [Прим111]
- I. Расцветшие цивилизации
- II. Неразвившиеся цивилизации
- III. Застывшие цивилизации