logo search
от девочек история

13.Страны Европы в XVI в (реформация, контрреформация, абсолютизм).

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества.    Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу. Почему именно в Германии?    В то время как в крупных централизованных монархиях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспаривалось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и палой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег булл (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Священное Писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохранить только два церковных таинства — крещение и причащение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д.    Учение Лютера нашло поддержку широких слоев германского общества. Его поддержали многие князья Центральной и Северной Германии, стремившиеся выйти из- под власти Рима. Когда глава Священной Римской Империи Карл V признал лютеранство как вероучение, но приказал прекратить «секуляризацию» (отчуждение) церковных земель, князья-сторонники Лютера выступили с протестом, и с тех пор их стали называть «протестантскими». Затем этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе.    В первой половине XVI века возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509—1564 гг.). Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Учение Кальвина, суть которого заключалась в том, что вера делает праведным лишь того человека, которого избрал Господь, спасение зависит исключительно от этого предначертания. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений. Реформация затронула и Англию, однако здесь она имела ряд особенностей. Инициатива ее проведения исходила от короля Генриха VIII (1509 — 1547 гг.), который в 1534 г. «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви. Хотя церковная иерархия и литургия сохраняются, в Англии вводятся некоторые принципы лютеранства, активно проводится секуляризация католических земель и имуществ. Политический акцент реформы сыграл здесь большую роль, чем духовный. Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. ИгнациемЛайолой (1491 — 1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку. В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545— 1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате, активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.    Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Нидерландское восстание 60 — 70-х гг. XVI века), борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габсбургами XVI — XVII вв.).

Абсолютизм

В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств — Франции, Англии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм. Его характерными признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и мощную армию. Церковь полностью интегрируется в государственную систему. В качестве идейного обоснования абсолютизма выступала теория божественной природы королевской власти. Под воздействием различных факторов на рубеже XV—XVI столетий традиционные сословия деформировались, оказываясь в большей мере заинтересованными в усилении королевской власти. Дворянство видело в ней источник финансовой поддержки, а также стремилось получить придворные должности, посты в армии и государственном управлении. Происходившая реформация существенно ослабила позиции духовенства, которое утрачивает прежнюю автономию от светских властей. Третье же сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживали сильную королевскую власть, видя в ней залог своей стабильности и процветания. Используя заинтересованность ряда сословий, монархии удается возвыситься до положения «надсословной» силы и завоевать абсолютную власть. В таких условиях огромное значение приобрели личность монарха, его способности и склонности. Основой политической стратегии глав абсолютистских государств стало лавирование между старым дворянством, сохранявшим значительный политический вес, и буржуазными элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. При абсолютизме утверждается новый принцип управления: государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, управление страной приобретает публично-правовой, общенациональный характер. Возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства.    Абсолютизм формируется в XVI-XVII вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в Европе. Однако в Европе на данном этапе развития существовала и так называемая «региональная» модель абсолютизма (характерна для итальянских и германских земель с их полицентризмом). Здесь, хотя и в рамках небольших государств, также шел процесс укрепления монархической власти, формирование бюрократического аппарата и регулярной армии. Безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие. Тем не менее, Испания при Филиппе II (1556—1598 гг.), Англия при Елизавете I (1558—1603 гг.), Франция при Людовике XIV (1661— 1715 гг.) достигают пика развития абсолютистской системы. Экономическое развитие Европы в XVI—XVIII вв. Со второй половины XV в. начинается медленный экономический подъем Европы, связанный с преодолением всех негативных последствий предыдущего периода. Этот процесс, начавшийся в Германии, Фландрии и Северной Италии, вскоре распространился и на другие страны. XVI век стал эпохой значительного демографического роста: население Европы увеличилось с 50 млн в 1500 г. до более чем 100 млн в конце века. Хотя это было в основном сельское население, происходил также значительный рост численности горожан (такие города, как Лондон, Париж насчитывали до 200 000 жителей). Никаких революционных сдвигов в технике и в освоении новых видов энергии не происходило. Господствующими типами двигателей оставались водяные колеса, ветряные мельницы, а также мускульная сила людей и животных; основным источником энергии — древесный уголь, использование которого значительно расширилось. Некоторые сдвиги происходили в ремеслах: был сконструирован широкий ткацкий станок и самопрялка, что повлекло за собой значительные успехи в развитии текстильного производства. Более значительный прогресс происходит в оружейном деле, что приводит к настоящей революции в военной сфере — началу вытеснения холодного оружия огнестрельным. Быстро развивались и так называемые «новые производства», прежде всего, книгопечатание, производство бумаги, стекла, хлопчатобумажных и шелковых тканей. Однако экономический рост в Европе более всего был заметен в области торговли. В этот период складывается общеевропейский рынок, а с открытием и началом торговых сообщения с , Азией, Америкой и Африкой — формируются основы общемирового рынка.    Важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений. Возникает крупное производствао— мануфактуры.    Мануфактура, в отличие от средневековой мастерской, характеризовалась большими масштабами, более высоким уровнем специализации. Она существовала в двух формах: централизованной и рассеянной. ПоследняяПринцип ее работы заключался в том, что предприниматель закупал сырье и раздавал его ремесленникам-надомникам, забирая у них затем готовую продукцию. При этом хозяин экономил средства на строительстве мастерских, покупке станков и т.д. Централизованная мануфактура, являвшаяся более высокой ступенью развития производства, распространяется во второй половине XVII - XVIII вв., когда цеховая организация полностью отмирает, а в руках предпринимателей сосредоточиваются еще большие богатства. Несколько сокращается численность крестьянства, которое резко дифференцируется.. С возникновением и усилением абсолютизма все большую роль начинают играть увеличивающиеся ряды чиновничьей бюрократии, происходившие из различных слоев общества. Происходит быстрый рост численность торгово-промышленной буржуазии и наемных рабочих.    Формирование капиталистического уклада шло крайне неравномерно. Наибольших успехов в развитии экономики добились Нидерланды и Англия, за которыми следовали Франция, некоторые земли Германии и с середины XVII века — Швеция. В то же время в Италии, которая на рубеже XV — XVI столетий была одной из наиболее развитых областей Европы, в последующий период наметился регресс вследствие неблагоприятной политической конъюнктуры. Португалия и Испания, обладавшие огромными богатствами, захваченными ими в Новом свете, не смогли рационально распорядиться своими средствами, которые постоянно утекали за рубеж. Втягивание областей Центральной и Юго-Восточной Европы в рыночные отношения привели к превращению этих районов в главный источник хлеба для Западной Европы, что, в свою очередь, послужило причиной возврата к тяжелым формам личной зависимости крестьянства («второе издание крепостничества»). В XVI веке происходит замедление темпов экономического роста Европы. Начинается период длительной стагнации, продолжавшийся до первых десятилетий XVIII века. Экономический застой не затронул только Англию и Голландию; между этими странами обостряется конкуренция, связанная с борьбой за колониальный рынок. XVI век стал временем серьезных демографических проблем: за 100 лет количество жителей Европы практически не увеличилось. Это объясняется непрерывными войнами и связанными с ними бедствиями (особенно разрушительной в этом плане была Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.), эпидемиями чумы и оспы, опустошавшими целые области, длительными неурожаями. Резко сокращается приток драгоценных металлов из Америки, что приводит к падению цен и снижению товарооборота. Однако неэквивалентная торговля Англии и Голландии с колониями позволяют им избежать этих трудностей. В этих странах (прежде всего в Англии) наблюдаются тенденции к развитию промышленного производства с целью сохранения тех средств, которые поступали от торговли. Развитию промышленности благоприятствуют жесткая политика протекционизма, которую проводят абсолютистские режимы. В первой половины XVIII века в Англии сложились предпосылки для начала промышленного переворота, ознаменовавшего новый этап в истории Европы.