logo search
Древние славяне

Военный флот

До начала петровских реформ у России фактически отсутствовал военно-морской флот; кроме того, из-за отсутствия выхода к Балтийскому морю основным морским портом был Архангельск, замерзающий с ноября по март.

20 ноября 1696 года Боярская дума постановила по предложению Петра I начать строительство флота. С основанием Санкт-Петербурга в 1703 году в нём разместилась главная база нового, Балтийского, флота; основаны базы в Кронштадте, затем в Выборге, Гельсингфорсе (Хельсинки), Або (Турку), Ревеле.

Основание военно-морского флота было жизненно важным для победы над Шведским королевством, стремившемся к господству в Балтийском море. Основанный Петром I Балтийский флотвнёс заметный вклад в победу в этой войне. 10 мая 1713 года русский флот провёл обстрел с моря Гельсингфорса, 28 августа высадил десант в Або. Первой крупной победой на море сталоГангутское сражение 1714 года.

Победа России в русско-турецкой войне 1768—1774 позволила основать в 1783 году Черноморский флот.

Крымская война 1853—1856 годов стала тяжёлым ударом для русского флота. Несмотря на героизм защитников Севастополя (Оборона Севастополя (1854—1855)), Россия проиграла войну, и по условиям мирного договора, вынуждена была отказаться от Черноморского флота; однако уже в 1871 году добилась отмены этого запрета.

Во второй половине XIX века Российская империя расширяет свою сферу влияния в Китае. Со временем интересы России неизбежно сталкиваются с интересами Японской империи, послеРеставрации Мэйдзи 1868 года перешедшей к политике внешней экспансии. Конфликт из-за раздела сфер влияния выливается в русско-японскую войну 1904 −1905 года, решающую роль в которой сыграл флот.

Война закончилась поражением России, которое поставило крест на дальнейшей экспансии в Китае, и вызвало Первую русскую революцию. Основной причиной поражения стала организационная отсталость российских армии и флота по сравнению с японским; кроме того, война велась на далёкой периферии империи, что свело на нет трёхкратное преимущество в живой силе, из-за недостаточной скорости переброски войск. Дополнительно осложнило ситуацию начало Первой русской революции, подавление которой потребовало присутствия части войск в Европейской части России, на огромном удалении от театра военных действий.

После войны приняты серьезные меры по повышению боеспособности флота. Началось возрождение флота. Приняты большая и малые судостроительные программы, заложены линкоры типов «Севастополь», «Императрица Мария»; крейсера типа «Измаил»

[править]Военно-воздушный флот

Основная статьяИмператорский военно-воздушный флот

Военно-воздушный флот Российской Империи просуществовал недолго, с 1910 по 1917 год. Появление авиации стало возможным благодаря деятельности создателя аэродинамикиЖуковского и талантливого авиаконструктора Сикорского, создателя самолёта «Илья Муромец». Легендарный пилот Нестеров изобретает «петлю Нестерова», и впервые выполняет воздушный таран.

На начало Первой мировой войны Императорский военно-воздушный флот имел 263 самолёта и являлся самым многочисленным как среди государств Антанты, так и среди Центральных держав (при этом в 1910 году численность ВВФ Российской империи составляла всего 7 самолетов). К октябрю 1917 количество самолетов возросло до 700 (для сравнения: на тот же период Австро-Венгрия располагала 622 самолетами, Великобритания — 1758).

[править]Государственное ополчение

Основная статьяОполчение

Государственное ополчение Российской Империи уходит корнями к древнерусским ополчениям IX—X веков; тогда ополчения составляли основу войска, и собирались лишь в период войн, тогда как княжеская дружина содержалась постоянно.

С основанием Петром I регулярной армии ополчение призывается в XVIII веке один раз (1708 год, Северная война), в XIX веке три раза: 1806 год, 1812 год (Отечественная война 1812 года), 1855 год (Крымская война).

Важную роль сыграло народное ополчение в войне 1812 года. Крестьянское население, в мирное время не желавшее идти в рекруты, с началом войны начало охотно записываться в ополчение; тем самым крестьяне могли, во-первых, проявить свои патриотические чувства и, во-вторых, после службы освободиться от крепостной зависимости.

На конец XIX века в ополчение могло зачисляться всё мужское население, способное носить оружие, и не числившиеся в постоянных войсках. Рядовые ополченцы назывались «ратниками» и делились на два разряда.

Религия

Согласно переписи населения 1897 года, в империи жили лица следующих вероисповеданий:

Религия

Число верующих[57]

Православные

87 123 604

Мусульмане

13 906 972

Римо-католики

11 467 994

Иудеи

5 215 805

Лютеране

3 572 653

Старообрядцы

2 204 596

Армянские христиане

1 179 241

Буддисты и ламаисты

433 863

прочие нехристианские религии

285 321

Реформаты

85 400

Меннониты

66 564

Армяно-католики

38 840

Баптисты

38 139

Караимы

12 894

Англикане

4 183

прочие христианские религии

3 952

Согласно законодательству Российской империи, ведение метрических записей о рождении, браке и смерти было предоставлено духовенству соответствующих исповеданий, в том числе неправославных и нехристианских. На практике это означает, что статистика империи, как правило, учитывает не рождения, а крещения, и не смерти, а погребения по обряду. В результате, в большинстве случаев, в статистику рождений не попадают младенцы, умершие до крещения, или мертворождённые, а в статистику смертей — самоубийцы и пропавшие без вести.[58]

Разные религиозные конфессии вели метрические записи с разной точностью; самими неточными в империи считались метрики иудеев и мусульман, а у старообрядцев метрики велись полицией, фактически с ещё меньшей точностью.[58]

Признавались только религиозные формы брака, с ограничениями брака между представителями разных исповеданий; так, по состоянию на 1898 год запрещались браки христиан с не-христианами. Исключением являлись браки лютеран с иудеями и мусульманами — они разрешались, но при соблюдении ряда условий, как то: венчание только в лютеранской церкви, крещение детей и отказ жениха от многожёнства. В случае смешанных браков метрические записи о них дублировались для двух вероисповеданий.[58]

Ряд ограничений были наложены на переход из одной веры в другую: христианам запрещалось переходить в нехристианскую веру, православным — выходить из православия. Рядом ограничений был обставлен переход из одного «инославного» вероисповедания в другое, а не иметь никакой веры совсем запрещалось.[59]

По свидетельству датчанина Педера фон Хавена, в 1736—1737 году путешествовавшего в Россию, свобода вероисповедания на тот момент «была всеобщей и распространялась на все конфессии, за исключением лишь евреев и иезуитов… Было опубликовано постановление, согласно которому людям нельзя было спорить о религиозных делах, под каким бы предлогом это ни делалось, стараясь внушить другим положения своей религии».[60] В 1738 году, в царствование Анны Иоанновны, отставной морской офицер Александр Возницын обратился в иудаизм, за что был сожжён по приказу императрицы.

Вплоть до 17 апреля 1905 года выход из православия считался уголовным преступлением («совращение из православия», что каралось каторгой до 10 лет).

Государство использовало религию для решения национально-политических задач. Так, например, после польских восстаний 1831 года и 1863 года проводилась кампания по принудительному воссоединению греко-католиков с православием (смотри статьи Украинская греко-католическая церковь и Белорусская греко-католическая церковь).

Присоединенные к православию иноверцы и их потомки зачастую лишь формально числились православными. Это относилось к латышам, насильственно присоединеннным к православию, а затем «отпавшим» в лютеранство, греко-католикам, «упорствующим в католицизме», крещеным татарам «отпавшим в магометанство». Но самую большую группу составляли различныесектанты, отпавшие от православия, но официально числившиеся православными. Законом этим лицам запрещалось открыто исповедовать свою настоящую религию, рождения, браки и смерти этой части населения большей частью оставались не записанными в метрические книги, они не имели законной семьи.[61]

17 апреля 1905 г. был издан Указ об укреплении начал веротерпимости. Он разрешал «отпадение» от православия в другие христианские или нехристианские исповедания. Были отменены законодательные ограничения в отношении старообрядцев и сектантовЛамаистов было воспрещено впредь официально называть идолопоклонниками и язычниками.

Уголовное Уложение о преступлениях религиозных, вступившее в силу 14 марта 1906, относило к религиозным преступлениям «богохуление и оскорбление святыни», что расшифровывалось, как «произнесение бранных слов на Бога (Святую Троицу), Богородицу Деву Марию, Бесплотные Силы и Святых Угодников; предметом оскорбления святыни признаются Святые Таинства, Священное Писание, иконы, мощи, … христианская вера.». Менее тяжким преступлением считалось кощунство, то есть неуважение к христианству и его священным предметам, «непристойные насмешки» над верой и священными предметами. Богохуление христианской веры наказывалось вплоть до каторги, если оно было совершенно в церкви, в то время как богохуление иудейской, исламской, буддистской веры наказывалось, как правило, штрафом. Кроме того, преступлениями считалось «воспитывание малолетних по правилам не той веры, к которой они должны принадлежать по условиям рождения», и воспрепятствование принятию православия.