logo search
MHK-1

2. Древнегреческий театр

Главными чертами древнегреческого театра были массовость и народность. Например, Афинский театр Диониса на южном склоне Акрополя, существовавшего уже в V в. до н.э., вмещал 44 тысячи зрителей. Учитывая численность гражданского населения в античных полисах, можно с уверенностью сказать, что все они в дни празднеств располагали вполне реальной возможностью попасть в театр. Массовость в сочетании со сложившимися в Греции условиями общественной жизни превратила театральную сцену в своего рода трибуну, с которой возвещались новые идеи большого общественного значения.

534 г. до н.э. - в дни Великих Дионисий выступил первый известный по имени поэт - драматург Феспид.

Постоянного театрального сооружения в Афинах тогда еще не было, и представления устраивались на центральной площади города, где для зрителей каждый раз возводили из досок и бревен временные помосты. Но и тогда эти зрелища были массовыми. Множество народа собралось в Афинах в 500 г. до н.э., так что даже деревянные помосты, на которых видели зрители, не выдержали такого числа людей и рухнули. После этой катастрофы высший законодательный орган афинского государства - народное собрание - вынес постановление о постройке постоянного театра в священном округе бога Диониса на южном склоне Акрополя.

Расцвет театра приходится на V в. до н.э. во время правления Перикла, совершившего немало полезных государственных и культурных начинаний (например, постройка Акрополя). Спектакль можно с полным правом назвать и музыкальным, и хоровым. Музыкальным в том смысле, что весь его строй был подчинен музыкальной композиции и ритму. Хоровым - потому что с начала до конца его пронизывали выступления хора.

Огромную роль в развитии древнегреческой драматургии сыграли следующие драматурги:

1) Эсхил (525 -456 гг.до н.э.)

Впервые принял участие в театральном состязании в возрасте 25 лет, но только к 40 годам одержал первую победу. Эсхил написал 72 (по одним данным) или 90 (по другим источникам) пьес («Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Орестея» и др.). Драматург побеждал 13 раз (последний раз в 458 г. до н.э.). Трагедии Эсхила отражают ряд проблем, волновавших и самого автора, и его современников. К числу их относятся:

- проблема рока как независимой не только от поведения людей, но и от воли богов силы, одинаково тяготеющей и над отдельными людьми, и над целыми народами;

- проблема возмездия;

- проблема нравственного долга перед государством.

Эсхил был не только автором текста своих трагедий, но и выступал в них сначала единственным, а потом первым актером, готовил хор для этих постановок и сам сочинял для своих трагедий музыку. Был одновременно и балетмейстером, и костюмером, и изобретателем первых театральных машин. Он участвовал даже в изготовлении масок.

2) Софокл (496 - 406 гг. до н.э.)

Постоянный соперник Эсхила на драматических состязаниях. Он был человеком совершенно иного облика, баловнем судьбы, красивым, щедро одаренным, богатым, пользующимся у всех расположением. Он был сыном владельца оружейной мастерской, семья была состоятельной, и смогла дать Софоклу прекрасное образование. Получил Софокл и специальность - врачебную, т.к. стал по семейной традиции жрецом Асклепия, бога врачевания. Занимался и государственными делами, занимая высокие должности в Афинах. Это обстоятельство породило в нем особый интерес к проблемам, связанным с властью. В произведениях Софокла («Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) философские и политические проблемы занимают главное место. Особенно интересуют драматурга моральные проблемы, в частности к проблеме моральной ответственности человека власти перед обществом.

3) Еврипид (около 480 - 406 гг. до н.э.)

Первым стал изображать людей с присущими смертным недостатками и достоинствами, с их увлечениями, горестями, страданиями и страстями, толкавшими их порой на преступления. В этом отношении Еврипид («Алкестида», «Ипполит», «Андромаха» и др.) стал родоначальником психологической драмы, предтечей Шекспира. Можно сказать, что не было такого вопроса, стоящего перед греком, которого бы не коснулся Еврипид (религия, мифология, силы, управляющие миром, соотношение прав человека и законов государства, познавательные способности человека и пр.).

4) Аристофан (V в. до н.э.)

Древнегреческая комедия отличалась не хитроумной интригой или разнообразием характеров - это пришло позже, а так называемым агоном (спором). У Аристофана это всегда спор на какую-либо актуальную тему:

- спор разных поколений;

- спор различных течений в искусстве («Лягушки»).

До нас дошло 11 комедий Аристофана («Облака», «Мир», «Птицы», «Лисистрата» и др.). Все исследователи называют Аристофана «отцом комедии».

«Золотой век» античного театра длился недолго. Это был именно один век. На протяжении этого века античный театр сложился, достиг вершины и на рубеже V - ІV вв. до н.э. резко склонился к упадку. Трагедии, ставившиеся на афинской сцене в ІV в. до н.э., не идут ни в какое сравнение с произведениями поэтов - драматургов V в. до н.э. Трагический жанр быстро выродился. У комедии иная судьба. Аристофан тоже не нашел себе достойных преемников. Представляемый им жанр так называемой древней аттической комедии - комедии хоровой, шутовской, насыщенной злободневным политическим содержанием, открыто высмеивающей конкретных политических деятелей, - вообще сошел со сцены, уступив место новым формам этого жанра: средней аттической комедии и новой аттической комедии.

Персонажи новых комедий не отличались разнообразием. Уже в среднеаттической комедии появились такие типовые маски, как повар, гетера, врач, флейтист и др. Наиболее известным и выдающимся представителем жанра новой комедии был Менандр. Используя традиционные для своего времени драматургические формы, он сумел наполнить их живым содержанием, вникнуть в психологию своих героев - людей рядовых и даже рабов («Угрюмец», «Герой», «Земледелец» и др.). Менандр написал свыше 100 комедий, но, к сожалению, они не сохранились полностью.