logo search
Доклад М

2.5 Жилища.

Как и всякие кочевники, Монголы использовали в качестве домов небольшие ставки, сделанные из прутьев и тонких палок с окном в середине крыши для проникновения света и выхода дыма. Стены и крыши делались из войлока. Размер жилища зависит от общественного положения и состояния владельца. Дома ставились воротами к югу. Постель хозяина находилась на северной стороне. Место женщин, всегда на восточной стороне, то есть слева от хозяйского ложа. Место мужчин справа. Над ложем хозяина весит небольшая войлочная кукла. Такая же кукла прибита над ложем госпажи и называется братом госпожи. Над ними прибито еще одно небольшое, тонкое изображение символизирующие сторожа дома. Госпожа дома помещает у своего правого бока, у ножек постели или на высоком месте козлиную шкурку, наполненную шерстью или другой материей, а возле нее ставит маленькую статуэтку, смотрящую в направлении служанок и женщин. Возле входа, со стороны женщин, находится другое изображение, с коровьим выменем, для женщин, которые доят коров. С другой стороны входа, по направлению к мужчинам, есть другая статуя, с выменем кобылы, для мужчин, которые доят кобыл. При приеме пищи слуга с начало окропляет эти статуи и кукол. После этого, слуга выходит из дома с чашей и питьем и кропит три раза на юг, преклоняя каждый раз колени, это делается для выражения почтения к огню; после того он повторяет то же, повернувшись на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того он обращается на запад, для выражения почтения к воде; на север они кропят в память умерших, лишь, потом подносит пищу хозяевам. 23

Основным достоинством таких домов была их мобильность. Небольшие ставки разбирались для транспортировки, более крупные переносились на повозки запряженные 2-3 быками, опять же в зависимости от размера. Так описывает жилища Вильгельм Де Рубрук: Дом, в котором они спят, они ставят на колесах из плетеных прутьев; бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы; ее они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче;24 а иногда также берут они черный войлок. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом они также вешают

23) Джованни Дель Плано Карпини «История Монгалов» с.66, Мск, «Мысль» 1997.

24) ) Гильом де Рубрук «Путешествие в Восточные страны» с.87, Мск, «Мысль» 1997.

войлок, разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей. Войлок часто пропитывался салом или овечьим молоком для того что бы он ни пропускал дождевую воду. Таким же войлоком покрываются и специальные сундуки сделанные так же из прутьев, в которых хранится имущество. Такие ящики крепятся к повозкам и никогда с них не снимаются. При остановках повозки ставятся таким образом, что дом оказывается как бы между двух стен. Во время передвижения женщина правит 20-30 повозками связанными друг за другом. Это возможно в связи ландшафтом степей, но при достижении каких-либо препятствий вся колонна распрягалась, и преодоление препятствия совершалось каждой повозкой по отдельности.

Так как состоятельный Монгол имел до двухсот повозок, переправы и передвижение занимали достаточно много времени, а скорость колоны не превышала скорость шага быка.