logo search
Хараппская цивилизация

Язык и письменность Хараппской цивилизации.

К сожалению, до сих пор остается не прочитанной письменность Хараппской цивилизации, но сам факт ее существования свидетельствует о высоком уровне развития этой культуры. К настоящему времени обнаружено более 1000 печатей с надписями; кроме того, надписи найдены на керамике, металлических предметах. Исследователи считают, что печати могли быть товарными расписками либо амулетами; многие из них имеют небольшие отверстия. Можно предположить, что надписи наносились не только па печати, но и на другие, более ходовые материалы для письма, например на пальмовые листья. Последние легко разрушались и поэтому не сохранились. Особый интерес представляет находка глиняной чернильницы.

Общее число знаков на печатях доходит почти до 400. Они являлись, как установили ученые, фонетическими знаками, а некоторые были идеограммами. Надписи относительно невелики но размерам. Специальные черточки служили для изображения цифр. В Калибантане был найден обломок керамики с частью надписи, где явно видно направление письма — оправа налево.

В течение многих десятилетий ученые стараются разгадать тайны этой письменности. Высказывались различные теории. Известный ученый В. Грозный связывал хараппскую письменность с хеттским иероглифическим письмом, но эта попытка дешифровки не увенчалась успехом. Прочтение надписей зависит прежде всего от определения языка, на котором сверили и писали жители цивилизации на Инде. Многие известные исследователи (например, Т. Барроу, М. Эмено) относят его к группе дравидийских языков, что подтверждается в целым рядом лингвистических данных, говорящих о влиянии дравидийских языков на ведийокий санскрит.

К сходному выводу пришли ученые, исследовавшие хараппские «тексты» с помощью вычислительных машин (независимо друг от друга эту работу проводили советские и финские ученые). По мнению ученых, протоиндийский язык (язык хараппских «текстов») может быть отнесен к дравидийской группе, имея, конечно, в виду не современные дравидийские языки Индии, а прадравидийокий язык, ре конструкция которого успешно осуществляется дравидологами. Проблема расшифровки хараппской письменности была бы разрешена, если бы удалось найти билингву — двуязычную надпись. Исходя из данных археологических расколок, которые говорят о тесных контактах городов хараппской культуры с Двуречьем, можно надеяться, что такая надпись будет обнаружена в ближайшее время.

Причины упадка Хариппских городов.

Благодаря новым раскопкам может быть пересмотрена точка зрения о неизменности и застойности Хараппскои цивилизации. Исследователи проследили внутреннее развитие Хараппской культуры и определили, что существовало несколько периодов в жизни городов. После расцвета во многих центрах наступил период заката, упадка культуры. Особенно наглядно это видно на примерах Мохенджо-Даро, Хараппы, Калибангана и др. В так называемый поздний период строительство в Мохенджо-Даро проводилось без строгого плана, к этому времени некоторые крупные общественные здания уже разрушились, а вместо них появились небольшие строения, нарушилось водоснабжение. Пришли в упадок многие здания и в Хараппе. Затихает некогда бурная торговля. Меняется техника изготовления керамики, тускнеет орнамент, снижается качество росписи.

Среди ученых ведутся большие споры о причине упадка Хараппских центров. В течение долгого времени наиболее популярной была точка зрения, согласно которой непосредственной причиной падения Хараппских центров и заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако новые исследования показали, что ряд городов пришел в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин.

Экспедиция гидрологов, работавшая в районе Мохенджо-Даро, пришла к выводу, что недалеко от того города в древности находился центр тектонического толчка, что привело к гибели города. Другие исследователи утверждают, что главной причиной разрушения Мохенджо-Даро были от наводнения. Город несколько раз заливало водой, и в конце концов население вынуждено было его покинуть, уйти в другие области. Возможно, что и ряд других городов пострадал из-за наводнений. Недавно появилась еще одна точка зрения о причине заката Мохенджо-Даро: изменение русла Инда повлекло за собой сильнейшую засуху, что истощило город и позволило пришельцам легко захватить его.

Все эти высказывания касаются конкретных поселений и городов, но не объясняют, почему примерно в XIX— XVIII вв. до н. э. Хараппская цивилизация в целом переживает период заката. Не исключено, что крупные сдвиги в Хараппском обществе были связаны с определенной варваризацией культуры, наступившей в связи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровню развития областей. Этот вопрос требует дальнейшего изучения, но и сейчас ясно, что имению внутренние явления послужили главной причиной заката Хараппской цивилизации и упадка ее центров и городов.

Вывод.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро располагалась в долине реки Инд в XXIII—XIX веках до н. э. Была высокоразвитым обществом для того времени. Этому свидетельствует наличие письменности, различных ремёсел, и торговли.

В данный момент среди учёных идут бесконечные споры по поводу происхождения и религии этой цивилизации, так как достоверных фактов, подтверждающие или опровергающие ту или иную гипотезу нет.

Таким образом, в сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы и архитектуры, скульптуры, ремесла, градостроительства.

Это страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по уровню цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы и скульптурные памятники.

Но, как бы, то, ни было, одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации.

После гибели Хараппской цивилизации история как бы делает «шаг назад» и на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма. В общих чертах, это очень спорная тема между историками, по поводу возникновения и упадка Хариппской цивилизации, дискуссии и споры по этому поводу идут до сих пор, но точно установлено, что Хариппская цивилизация возникла и просуществовала, как отдельная цивилизация, но, после её упадка (набегов арийских племен) от неё мало что переняли последующие цивилизации, возникавшие в последующее время.

Список используемой литературы.

Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб., 2001г.

Бонгард-Левин Г.М. Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М.: Наука, 1985г.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М.: Наука, 1977 г.

Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина: В 2-х т. М.: Мысль, 1989.

Моисеева Л.А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.: Экопрос. 1993.

Емельянов Ю. Рождение и гибель цивилизаций. М.: Вече. 1999.

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука,1990.

Приложение.

20