logo search
Учебник В

1. Возрождение новый взгляд на мир и человека

Подъем производительных сил, уровня материального производства в Европе эпохи Прединдустриальной цивилизации, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождениеммануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новом отношении человека к самому себе и окружающему миру, ибо этот обновляющийся мир уже все менее соответствовал традиционной системе представлений, рожденной Средневековьем. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпохаВозрожденияили Ренессанс, и стала одной из самых ярких страниц в истории европейской цивилизации. Под знаком Возрождения прошел весь XVI и начало XVII вв.

Шествие Возрождения по Европе имело определенную территориальную последовательность, связанную с национальными, историческими и географическими особенностями отдельных стран. Наибольшего расцвета Возрождение достигло на своей родине в Италии, для которой XVI в. стал поистине золотым веком. Хронологически итальянский Ренессанс включал Проторенессанс(вторая половина XIII XIV вв.), Ранний Ренессанс (в литературе с XIV в., в изобразительном искусстве и архитектуре с XV в.), Высокий Ренессанс (конец XV первая четверть XVI вв.) и ПозднийРенессанс (XVI в.).

Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но прежде всего в самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. Это был отказ от средневекового противопоставления тела и души, осознание ценности земного бытия, попытка создания образа прекрасной гармоничной личности, которой чужда аскетическая мораль христианства. Именно этим духом пронизаны произведения представителей раннего итальянского гуманизма XIV в. поэта и философаФранческо Петрарки и писателя Джованни Боккаччо.

В изобразительном искусстве художники пытались воскресить классические образцы Античности. Часто, помимо Библейских сюжетов, (Мадонна, Снятие с креста и др.) они изображали античных богов и героев (Венера, Марс, Аполлон, Геракл). Яркий пример росписи Ватиканского дворца, сделанные Микеланджело и Рафаэлем.

Художники Возрождения отражали эпоху, в которую жили и творили. На полотнах Рафаэля, Веласкеса, Тициана перед нами предстают светские и духовные правители, члены королевских семей, придворные. Главными героями становятся и люди простого звания. Шедевр мировой живописи Мона Лиза Леонардо да Винчи портрет молодой флорентийки. На картине Дюрера мы видим купца из Нюрнберга, а Ганс Гольбейн писал портреты банкиров, купцов, ученых. Ночной дозор Рембрандта изображает горожан и капитана Кока, командира ночного дозора. Питер Брейгель Старший, получивший прозвище Мужицкого, значительную часть его картин посвятил жизни и быту крестьян. Художники Возрождения, воспевая совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливались воедино, в то же время зорко вглядывались в окружающую их реальную жизнь.

В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм, высшие образцы которого представлены собором Св. Петра в Риме (самое большое церковное здание в мире), дворцами Ватикана, архитектурой Лувра.

Героем литературы Возрождения стал человек с его земными страстями и желаниями. Появилась светская литература самых разнообразных жанров новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, публицистика, драматургия. Во Франции творил Ф. Рабле, создавший сатирико-фантастический философский роман Гаргантюа и Пантагрюэль, с Испании М. Сервантес создал образ бескорыстного рыцаря в романе Дон Кихот. Необычный подъем, переживаемый драматургией, дал миру английского драматургаУ. Шекспира (трагедии Король Лир, Ромео и Джульетта, Гамлет, Олелло, комедию Укрощение строптивой), а также испанского драматурга Лопе де Вега (драма Собака на сене).

Писатели, как и философы, стремились создать гармонию двух начал телесного и духовного, но в то же время реалии жизни побуждали их искать ответ что есть добро и зло, в чем подлинные ценности человека. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из высших достоинств человека считался разум, накопление знаний, которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом. И в то же время именно провозглашение человека высшей ценностью, именно самоутверждение личности с особой остротой ставило вопрос о личном выборе. Бремя личной свободы порождало трагическое отношение к жизни, что с такой полнотой отраженоШекспиром, показавшим жизнь человека в сложном переплетении героического и трагического.