Контрольные вопросы
Предмет отечественной истории. Формационный и цивилизационный подходы к ее изучению.
Локально-цивилизационный (культурно-исторический) подход к истории и проблема специфики российской цивилизации.
Древнерусское государство в IX -XII вв.
Феодальная раздробленность на Руси в XII-XV вв.
Московское государство в XVI в.
Россия в XVII в.
Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Объективная необходимость и предпосылки преобразований в экономике, государственном строе, культуре.
Реформы Петра I, Екатерины II, Павла I.
Основные социально-экономические и политические процессы развития мира в XIX в. Утверждение индустриальной цивилизации.
Россия в первой половине XIX в.
Россия во второй половине XIX в.
Особенности развития России в начале ХХ в.
Возникновение политических партий в России: цели, программные устои.
Российское общество в революции 1905-1907 гг.
Реформы П.А. Столыпина.
Первая мировая война и ее воздействие на историю XX в.
Февральская буржуазно-демократическая революция. Партии и классы в революции. Двоевластие.
Октябрьская революция и ее современные оценки.
Первые преобразования советской власти 1917-1918 гг.
Гражданская война и интервенция. «Военный коммунизм».
Борьба за выбор путей строительства социализма в 1920-е гг.
Строительство социализма в СССР в 1930-е гг. Его противоречивость и современные оценки.
Внешняя политика СССР в предвоенные годы.
Причины и характер второй мировой и Великой Отечественной войн.
Особенности главных этапов Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Послевоенное устройство мира. Холодная война.
Борьба за власть в послевоенные годы: Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев. Десять лет реформ (1954-1964 гг.), их оценка.
Мировое сообщество во второй половине ХХ в.: новый этап развития в условиях НТР.
Противоречия социально-экономического и политического развития СССР в 1960-х – середине 1980-х гг. Формирование механизма торможения.
Перестройка в СССР и создание новой России.
- Отечественная история Учебно-методический комплекс
- Содержание
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Объем и разделы дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы1
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Контроль и учет результатов усвоения материала предмета
- Контрольные вопросы
- Методическая обеспеченность дисциплины
- Основная литература
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Формационная теория: достоинства и недостатки
- Что такое цивилизация?
- Концепция постиндустриализма
- Особенности российской цивилизации
- Существуют ли законы истории?
- Тема 2. Русские земли в IX-XV веках план семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Происхождение восточных славян
- Крещение Руси
- Русь и Золотая Орда
- «Две Руси»: Великое Княжество Московское и Великое Княжество Литовское и Русское
- Сергий Радонежский
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Русская церковь и государство в средние века
- Первый русский царь Иван IV: замыслы и их реализация
- «Избранная Рада» – демократические реформы или шаг к абсолютизму?
- Что мы празднуем 4 ноября? (Смута начала XVII в.: причины, итоги и уроки)
- Первые Романовы и результаты их правления
- Особенности российского феодализма
- Строгановы и освоение Урала
- Тема 4. Россия в XVIII веке план семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Исторический портрет Петра I
- Исторический портрет Екатерины II
- Екатерина II и французские просветители
- Когда и как возник город Пермь
- Тема 5. Россия в XIX веке план первого семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Александр I: почему не пошла перестройка?
- Николай I: охранительные тенденции
- М.М. Сперанский и его план преобразования России
- П.Я. Чаадаев – непонятый гений?
- Декабристы: проекты политических преобразований
- Славянофилы
- Становление демократии в сша
- Губернская Пермь в XIX веке – путь к капитализму?
- План второго семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Александр II – «освободитель»: консерватор в роли революционера
- К.П. Победоносцев и русский консерватизм
- Читая к. Маркса сегодня
- Образ террориста в русской культуре
- Виднейшие представители российской либеральной мысли
- Модернизация России
- Г.В. Плеханов: бунтарь, марксист, революционер
- П.Л. Лавров, м.А. Бакунин, п.Н. Ткачев. В чем секрет живучести их взглядов в России?
- Тема 6. Россия в начале XX века план первого семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Дума и думская тактика политических партий
- С.Ю. Витте – просвещенный администратор
- П.Н. Милюков: историк и политик
- М.А. Спиридонова: исторический портрет
- Ю.О. Мартов: исторический портрет
- План второго семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Политический портрет п.А. Столыпина
- Россия на фронтах первой мировой войны
- Балканский узел противоречий: история и современность
- Каким был город Пермь в начале XX века
- Тема 7. 1917 год: альтернативы развития план семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Личность в истории: в.И. Ленин - человек, революционер, политик
- 1917 Год в Пермской губернии
- Становление комсомола: самовыражение молодежи или шаг к тоталитаризму?
- Тема 8. Формирование советского государства. Гражданская война и иностранная интервенция план семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов
- Троцкий и Сталин: идейная борьба или борьба за власть?
- Образование ссср: автономизация или федерация?
- Троцкий и троцкистско-зиновьевский блок: к чему стремилась левая оппозиция?
- Бухарин - Рыков - Томский: был ли в вкп (б) «правый уклон»?
- Происхождение и сущность фашизма
- Коллективизация в ссср – ошибка или необходимость?
- Истоки сталинизма
- Политические репрессии 30-х годов в ссср: причины, сущность, уроки
- Антисталинская оппозиция в 30-е годы
- Молодежное движение в России в 20-30-е годы хх века
- Был ли в ссср построен социализм?
- Тема 10. Ссср в годы второй мировой войны (1939 - 1945 гг.) план семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Советская медицина в годы Великой Отечественной войны
- Церковь в годы Великой Отечественной войны
- Героизм советских людей
- Урал – фронту
- Пгми в годы Великой Отечественной войны
- Антигитлеровская коалиция
- Тема 11. Основные тенденции развития советского общества в послевоенном мире (1945-1964 гг.) план первого семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов Послевоенная Европа: сферы влияния
- Коминформ и его роль в послевоенном мире
- Холодная война
- Ссср в первые послевоенные годы
- «Дело врачей»
- План второго семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов г.М. Маленков: путь к власти
- Берия: палач в роли реформатора
- Н.С. Хрущев: «Мы должны сказать правду о культе личности»
- Академик с.П. Королев
- Карибский кризис
- Десятилетие н.С. Хрущева: оценка преобразований
- Тема 12. Современные мировые процессы и наше отечество (вторая половина 60-х гг. Хх в. – начало ххi в.) План семинара
- Список рекомендуемой литературы
- Темы рефератов
- Перестройка в ссср: планы и их реализация
- Национальный вопрос вчера и сегодня
- Пермь на рубеже тысячелетий
- Молодежное движение в России в конце XX – начале XXI вв.
- Правила оформления реферата
- Тема реферата
- Критерии оценки реферата
- Исторический словарь
- Отечественная история Учебно-методический комплекс
- 614025, Г. Пермь, ул. Героев Хасана, 105