5. Религия и атеизм как культурные явления
Религия – составная часть духовной культуры. Она характеризует духовную жизнь общества. Религия – это мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное.
Вопрос о том, как и когда, возникла религия – сложный дискуссионный вопрос. Существуют два подхода к рассмотрению вопроса о происхождении религии:
идеалистическая точка зрения (богословский подход). Сторонники этой точки зрения утверждают, что мир создан Богом, человек создан Богом, и религия дана Богом. Она появилась вместе с человеком, который способен воспринимать Бога. Религия дана для того, чтобы поддерживать порядок в обществе определенными нормами. Если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, религия существует исконно. Религия – это связь человека с Богом или божествами.
материалистическая точка зрения (научный, атеистический подход). Религия – это продукт развития человеческого сознания. Религия – это особое отношение человека к природе, в результате которого природа наделяется сверхъестественными свойствами. Это попытка объяснить то, что пугало или восхищало человека при помощи образов, существ или сил более могущественных, чем человек.
Ученые доказывают небожественное происхождение жизни на Земле. Это:
эволюционная теория Ч.Дарвина;
из веществ неорганической природы;
из единичной «живой молекулы», в строении которой был заложен весь план дальнейшего развития жизни.
Археологи, антропологи, историки, психологи, философы и другие ученые считают, что религия появилась в первобытном обществе, но и, то не с самого его начала, а в эпоху зрелости первобытного общества, когда сознание достигло более высокого уровня развития и человек начал мыслить отвлеченными понятиями, начал фантазировать.
Причины появления религии: в результате слабости первобытного человека перед дикими, необъяснимыми силами природы. Тяжелые условия жизни человека порождали нервно-эмоциональное напряжение, травмировали разумную умственную деятельность. Неудовлетворенность жизнью породила стремление к самоутешению, потребность в религиозной обнадеживающей фантастике.
Ученые выделяют ранние формы религиозных представлений.
- тотемизм
- анимизм
- фетишизм
- магия
тотемизм - это вера в существование тесной связи с тотемом, родоначальником данного рода. Обычно тотемами были животные. Родовые группы, племена верили, что находятся в родстве с каким-нибудь животным (медведь, волк, змея, тюлень и др.). Тотем не убивали на охоте и не употребляли в пищу. Животные эти почитались и являлись предметами культового поклонения, им посвящались праздники, пляски с подражанием.
анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи). Природа одушевлялась. Духи были добрые и злые.
фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например: пещер, камней, деревьев, орудий труда.
магия – колдовство, чародейство. Цель магии была в облегчении реальной жизни человека. Существуют два вида магии: белая (охранительная) и черная (вредоносная). Магия наделяет волшебными действиями разные предметы: талисманы и амулеты, с которыми первобытный человек никогда не расставался. Магия бывает: военная, лечебная, промысловая, любовная, метеорологическая и др.
У первобытных людей отсутствовала цель «спасения души». В последующее время, в религиях, эта цель занимает ведущее место.
Так что же такое религия?
Религия – это латинский глагол – буквально означает связывание, запрягание, повторное обращение к чему-либо. Религия – очень сложное и многоплановое явление. Религия - это социальный институт, организующий отдельных людей и их деятельность.
Изначальным элементом всякой религии является вера в Бога. Вера должна идти от сердца, а не от разума и логики. Бог может обладать человеческими чертами или представляться как нечто безличное (как абсолют); в некоторых религиях считается, что есть лишь один Бог, в других признается, что богов может быть много. Однако вера в божество встречается во всех религиях.
Религиозное учение. Вера в бессмертие души, в загробную жизнь. Практически во всех религиях вера в раздельное существование души и тела. Тело и душа - это две отдельные сущности; после смерти тела душа продолжает свое существование. В разных религиях это существование представляют и оценивают по-разному. Так, в одних религиях душа после смерти попадает в ад или в рай; в других религиях, например, в буддизме, душа после смерти получает другое тело. С точки зрения христианства жизнь после смерти является благом, поскольку человек освобождается от греховного тела.
Религиозная деятельность – культы, ритуалы, церемонии, обряды, молитвы, посты, жертвоприношения. Так осуществляется общение человека с Богом. Общение человека с высшими силами может осуществляться:
При помощи посредника-пророка, который несет людям божественную истину. Не существует религии, которая не имела бы пророков: в буддизме это принц Гаутама, в христианстве - Иисус, в исламе – Мухаммад, в зороастризме – Заратустра.
Может осуществляться как в эмоциональных, так и в сознательных формах. Религия не отрицает и мыслительного, логического познания высшей силы, то есть познания путем размышлений и умозаключений.
Религиозные организации: церковные общины; секты; деноминации.
Церковные общины. Формой религиозной организации является церковь. Церковные общины, церкви (крупные религиозные объединения, имеющие глубокие духовные традиции, проверенные временем). Члены церкви делятся на мирян и духовенство, а среди духовенства также существуют строгие иерархические отношения.
Секты. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви. Секты складываются вокруг какого-либо лидера-авторитета, который несет на себе божью благодать. Секты отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, иногда требуют права на имущество своих последователей. Секты противопоставляют себя не только другим религиозным учениям, но и обществу в целом. Уход в секту для человека означает практически полный отказ от мира. Каждый вправе решать, как строить свою жизнь, однако очевидно, что неприятие мира, его отрицание, стремление получить счастье путем отказа от полноты жизни - это далеко не всегда подходящий способ разрешения проблем. В этом смысле любая секта - негативное явление. Однако лишь некоторые секты являются действительно опасными для общества. Некоторые старинные секты превратились в мощные религиозные течения.
Деноминации. Это промежуточное положение между церковью и сектой. Это религиозное объединение, которое окончательно еще не оформилось. С сектой ее роднит оппозиционность по отношению к обществу и господствующей религии. Однако в отличие от секты члены деноминации активно участвуют в жизни общества. Со временем деноминация обычно превращается в церковь.
Религиозное сознание бинарно, то есть всегда включает в себя представление о двух противоборствующих силах и всегда мыслит противопоставлениями: между добром и злом, между духом (душой) и плотью, между богом и дьяволом, между человеком и природой, между этим и потусторонним миром. С точки зрения религии, человек связан с богом и посредством своих ценностей. Любому человеку в жизни приходится делать выбор между добром и злом. Для религиозного сознания такой выбор всегда носит особый смысл: выбирая между добром и злом, человек выбирает между Богом и его противниками. Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития.
Классификация религий.
Простая классификация религий сводится к делению их на 3 группы:
родоплеменные примитивные древние верования, бытующие среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия.
Национально-государственные религии (индуизм в Индии; конфуцианство в Китае; японский синтоизм, еврейский иудаизм)
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Все религии также можно разделить на две большие группы:
монотеистические, т.е. признающие существование единого Бога
политеистические (многобожие), поклоняющиеся множеству богов (буддизм, индуизм).
Также выделяют большую группу древних религий, основой которых является мифология. Мифы есть практически у всех народов мира. В мифологии как в ядре заложены и наука, и искусство, и философия, и религия. Период мифологии – это период детства человечества. Миф – это продукт «первобытного мышления», подсознания первобытного человека Л.Леви-Брюль, З.Фрейд, К.-Г. Юнг).. Страх заставлял персонифицировать закономерности природы. Древние люди представляли природу по своему образу и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем телом. (философ Д. Юм). В основе мифов лежит анимизм – наделение неживых предметов душою. «Первобытная культура» Э.Тэйлора; Дж.Фрезер. Мифологическое мышление способно к обобщениям, классификации, логическому анализу. Поэтому оно является интеллектуальной основой технического прогресса эпохи неолита.
Основное действующее лицо мифологии – божество.
В середине I-го тыс. до н.э. происходит революция в сознании человечества. Составление мифов практически прекратилось. В это время появилось сразу несколько религий: зороастризм, буддизм, даосизм, конфуцианство. Период мифологических религий заканчивается.
Одним из культурных явлений является атеизм. Атеизм - это отрицание существования Бога (божеств, сверхъестественных сил) и отрицание религии вообще.
Атеизм существует в целом так же давно, как и религия. Там, где есть вера, всегда есть и неверие, отрицание веры: люди не могут быть согласны друг с другом во всем и всегда разделять одни и те же ценности.
Становление атеизма тесно связано с развитием научной картины мира. В научной картине мира все может быть объяснено при помощи общих законов, существующих помимо чьей-то воли. Человек овладел природой, сумел открыть закономерности, по которым она существует, и использовать их с выгодой для себя. Однако многие великие ученые оставались верующими людьми. Вера в Бога и его волю предохраняла человека от чрезмерного вмешательства в природный порядок.
Атеизм критикует религию с научных позиций.
Существует и критика религии с позиции другой религии. Например, православные могут критиковать положения католицизма, а католики - опровергать те или иные догматы христианства; мусульмане могут не соглашаться с христианами по ряду вопросов, а христиане - с мусульманами, и это несогласие будет находить выражение в определенных аргументах. В богословии существует особый раздел – апологетика – опровержение догматов иных конфессий. Это очень важная часть любой религии, так как она одновременно позволяет косвенно подтвердить правильность ее догматов и уменьшает число людей, которые захотят сменить свою религиозную принадлежность.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.