logo search
Доклад М

2.2 Семья Татаро-Монголов

У Тартаров распространено многоженство. Все зависит от материального состояния мужчины. Более того они могут сочетаться браком со всеми своими родственницами, за исключением матери, дочери и сестры от той же матери. Жениться на сестрах же можно было, только по отцовской линии, а так же на женах отца, но только после смерти отца, а на жене брата, так же только после его смерти. Остальных же женщин мужчины выкупают у родителей за очень большие деньги. В обязанности женщин входило: править повозками, ставить на них жилища и снимать их, доить коров, делать масло и грут, приготовлять шкуры и сшивать их, а сшивали их они ниткой из жил. Женщины разделяют жилы на тонкие нитки и после сплетают их в одну длинную нить. Они шьют также сандалии башмаки и другое платье. Так же у Татаро-Монголов было принято брать свои семьи в военные походы.  По их 13)Там же с. 1192.

обычаю, когда выступают в поход, независимо от знатности и подлости, в большинстве случаев отправляются, взяв с собой жен и детей.

«(Они) сами говорят, что (женщины) нужны, чтобы заботиться о таких делах, как поклажа, платье,  деньги и вещи. У них исключительно женщины натягивают и устанавливают войлочные палатки , принимают и разгружают верховых лошадей, повозки, вьюки и другие вещи.»14 Татары никогда не стираю, и не моют одежду, потому что они считают, что если ее повесить сушиться, то Бог разгневается и нашлет гром и грозу, которую Татары очень боятся. Если Татары видят людей, стирающих одежду, они отнимают ее и бьют тех кто это делает.

Поэтому во время грома, они высылают всех чужестранцев из страны, закутываются в черный войлок и не выходят из дома, пока не пройдет гроза. Так же Татары никогда не моют посуды, сварив мясо, они ополаскивают посуду похлебкой из котла и выливают ее обратно в котел. Так же женщины делают войлок и покрывают им дома.

Мужчины же, строят дома, занимаются изготовлением луков и стрел, приготовляют стремена и уздечки и делают седла, строят дома и повозки, караулят лошадей и доят кобылиц, занимаются изготовлением кумыса и мешков для его хранения.

Кумыс, то есть кобылье молоко, приготовляется следующим образом. На двух кольях, вбитых в землю, они натягивают длинную веревку; к этой веревке они привязывают детенышей кобылиц, которых хотят доить. Тогда кобылы стоят возле своих детенышей и дают доить себя спокойно. А если какая-нибудь из них не успокаивается, то человек берет детеныша и подносит к ней, давая немного пососать молока; затем он оттаскивает его, и на смену является доильщик молока.

Итак, надоив большое количество молока, которое, пока свежее, так же сладко, как коровье, они наливают его в большой бурдюк или бутыль и начинают бить по нему приспособленной для этого деревяшкой; величина ее внизу с человеческую голову, а внутри она просверлена. Как только они начинают сбивать, молоко начинает кипеть, окисать или бродить, и они его взбивают до тех пор, пока не получат масла. Тогда они пробуют молоко и, если оно надлежаще остро, пьют. Оно при питье щиплет язык так же, как вино из свежего винограда, а когда человек перестает пить, оно оставляет на языке вкус миндального молока и доставляет много приятности внутренностям человека, слабые же головы даже пьянеют, также оно является сильным мочегонным средством. Они делают также для нужд важных господ каракосмос, то есть черный кумыс. В этом случае кобылье молоко не свертывается.

14) Мэн-да Бэй-лу (Полное описание монголо-татар) пер. Н.Ц. Мункуева,Мск; Наука 1975; с.69-70.

Основой служит то, что ни у одного животного, молоко не подвергается свертыванию. Если в брюхе кобылицы нет зародыша жеребенка, то молоко кобылицы не свертывается.

Итак, они настолько сбивают молоко, что все, что в нем есть густого, идет прямо на дно, как винная гуща, а то, что чисто, остается сверху, и оно напоминает собою сыворотку или белый виноградный сок. Гуща бывает очень бела, дается рабам и наводит глубокий сон. Светлую часть пьют господа, и это, несомненно, напиток очень приятный и хорошего действия.15