§2. Начало русской колонизации урала
Начало проникновения русских на Урал
Процесс колонизации Урала условно можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает рамки с конца XI по середину XVI в. и характеризуется началом эпизодического проникновения древнерусского населения на Урал и стихийной крестьянской колонизацией, а заканчивается вхождением народов Западного Урала (коми-пермяков и большинства удмуртов) в состав Московского централизованного государства.
Второй этап датируется второй половиной XVI и начинается освоением земель Верхнего Прикамья (административно-хозяйственная политика центра, деятельность Строгановых), падением Казанского Ханства, и заканчивается разгромом Сибирского ханства, в результате чего происходит колонизация обширных территорий на восточном склоне Урала. Третий этап (вторая половина XVI – XVIII вв.) – характеризуется интенсивным заселением земель Среднего и Южного Урала
Ранний этап русской колонизации Верхнего Прикамья, к сожалению, недостаточно хорошо представлен в письменных источниках – не смотря на то, что уже начиная с конца X в. в русских летописях появляются фрагментарные сведения об уральских землях. В недатированной части Повести временных лет среди данников Руси упоминаются Пермь и Печора. Вероятно, под названием «Пермь» были известны земли коми-зырян – Пермь Вычегодская.
В XI веке появляются сообщения о походах новгородцев на восток для сбора дани и установления торговых связей. В 1092 году новгородец Гюрята Рогович «послах отрок свой в Печору, люде же суть дань дающее Новгороду… а оттуда иде в Югру».
Выявление географии бытования русских вещей XI-XV вв. на территории Верхнего Прикамья позволяет определить пути и способ проникновения этих вещей: прямым (непосредственно от славянского населения) или опосредованным (через соседние родственные племена, уже вошедшие в контакт с русскими; через Волжскую Булгарию и т.д.). Большинство предметов русского/славянского происхождения зафиксировано в Гайнском и Чердынском районах Пермского края. При этом отмечается их концентрация по берегам Камы и ее крупных притоков Вишеры и Колвы. По мере приближения к территориям Иньвенско-Обвинского поречья, число русских находок уменьшается.
На территории Верхнего Прикамья к настоящему времени известно 37 местонахождений древнерусских вещей и керамики, а также 41 пункт, в которых встречаются находки поволжско-финских и прибалтийско-финских предметов, ареал распространения которых во многом совпадает с ареалом распространения древнерусских вещей. Наиболее ранние русские вещи датируются концом XI – начало XII вв., часть их встречается в могильниках совместно с вещами западно-финского происхождения. Начиная с XII в., приток русских вещей в Прикамье усиливается, что можно связать с началом русской колонизации Северо-Двинского бассейна.
Первыми проникли в край новгородцы. В XII в. дружины новгородских ушкуйников неоднократно предпринимали походы на Югру. Известны походы 1114, 1187, 1193 гг. В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями. Во второй половине XII в. в Нижнее Прикамье почти одновременно проникли новгородские ушкуйники (1157) и дружины владимиро-суздальских князей (1177 г.) В XII в. русские оседают на Вятке – там возникают русские городки Орлов, Никульчин, Хлынов (позднее названный г.Вятка). После падения государства Волжская Булгария в 1236 г. в ходе нашествия татаро-монгол, болгарские князья стали вассалами ханов Золотой Орды. Известно несколько восстаний против татаро-монгол, в которых принимали участие удмурты и проживающие на р.Вятке русские. Одно из самых крупных восстаний – восстание 1240-1241 гг.
В XIII-XIV вв. развертывается борьба Владимиро-Суздальского, а затем укрепляющегося Московского княжества за северо-восточные земли. В начале XIII в. в бассейне Северной Двины возникает г.Устюг, ставший опорным пунктом для продвижения русских в Приуралье. Первый поход ростово-суздальских князей в верховья р.Камы датируется 1220 г.
До 1471 г. земли Перми Великой юридически находились в сфере интересов Великого Новгорода. Лишь после поражения от москвичей Великий Новгород подписал «отказную грамоту», по которой лишился восточных волостей, в том числе Перми Великой. Однако фактически Новгород уже к первой половине - середине XV в. перестает быть определяющим в русско-коми-пермяцких связях.
Пермь Великая не была интегрирована в территории новгородских земель: новгородцы не привнесли на Прикамские земли какие-либо институты, позволяющие говорить об этом. Взаимоотношения Перми Великой и Новгорода были данническими (причем дань взималась эпизодически), и опирались на военное насилие.
Вхождение Прикамья в состав Русского государства
Москва все активнее начинает разворачиваться на Уральских землях. Между 1398 и 1409 гг. в Верховьях Камы был основан первый русский городок – так называемый Анфаловский, по имени новгородского двинского воеводы (перешедшего на московскую службу) Анфала Никитина, его основавшего. В начале XV в. посадские люди Калиниковы, вероятно, выходцы из Вологды, основали первые солеварни на р.Боровой, а в 1430 г. перенесли свои промыслы на р.Усолку, где и возникло Усолье Камское. С 1449 г. по московско-литовскому договору Новгород считался под патронатом Москвы. В 1451 г. великий князь Московский Василий II назначает своим наместником в Пермь Великую князя Михаила Ермолаевича.
В Вычегодско-Вымской летописи об этом событии оставлено следующее свидетельство: «1451 г. Лета 6959 прислал князь великий Василий Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшева сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной».
Однако происхождение и статус «верейского» князя Михаила Ермолича вызывают сомнения.
Скорее всего строчку «вереиских князей» можно трактовать как описку составителя Вычегодско-Вымской летописи: с большой долей вероятности в первоисточнике ВВЛ значилось «перемских» или «черемских».
В условиях незавершившейся Феодальной войны Дмитрий Шемяка пытался заручиться поддержкой вятчан, новгородцев, и, как следует из летописи, вогуличей. Такая ситуация могла повлиять на баланс сил в Прикамье. Походы вогул против Перми Великой (в том числе поход 1455 г. Асыки) свидетельствуют о вражде пермяков и вогул. Можно допустить, что обращение Ермолая, Василия и Михаила за помощью к Василию II должно было уравновесить баланс: вогулам, естественным противникам коми-пермяков, с которыми искал союза Шемяка, противостоял ищущий союза с Василием II род пермских князей.
Отсутствие военной инициативы со стороны московских князей в 50-х гг. XIV в. по закреплению территорий Перми Великой в составе Московского государства объясняется просто: в стране не закончилась династическая война, реальная опасность татарских походов сохранялась – известен набег на Москву 1451 г. царевича Мазовши, - в этой обстановке Василий II не мог себе позволить распылять силы на укрепление позиций в отдаленных территориях. В то же время логика событий требовала прежде начала колонизационной экспансии выяснить окончательно отношения с Новгородом и закрепить его политически за Москвой. Для успешной колонизации Великопермских территорий необходимо было создать сеть опорных населенных пунктов: Анфалова городка и Соли Камской для этого, возможно, было недостаточно. Подчинение Перми Великой несло явные экономические выгоды, но ресурсов внутри Московского государства для этого подчинение к середине XV в. не было.
Таким образом, в патронате Москвы над Пермью Великой были заинтересованы пермские князья (тем самым в какой-то мере защищающиеся от вогульской угрозы), и их «инициатива с мест» не могла не быть поддержана; не предприняв особых усилий, московский князь получал выставляемые по требованию пермские вооруженные отряды и дань, сбор которой перекладывался на плечи местной аристократии.
Однако, следует учитывать также незавершенность государствообразующих процессов в Перми Великой к середине XV в. Власть пермского князя могла быть узка: об этом могут свидетельствовать события 1472 г. – а именно поход Федора Пестрого на Пермь Великую.
Официальное летописание определяет причину похода Федора Пестрого так: Иван III послал «на Великую Пермь князя Федора Пестрого воевати их за их неисправление». Вычегодско-Вымская летопись поясняет: «князь великий Иван повеле воеводе устюжскому Федору Пестрому с устюжаны, белозерцы, вологжаны, вычегжаны воевати Пермь Великие по тому пермеке за казанцев норовили, гостем казанским почести воздавали, людем торговым князя Великова грубили». В.А.Оборин считает, что причиной похода была создавшаяся угроза «отпадения» Перми Великой, проявившаяся в отказе пермяков участвовать в походе против Казани в 1471 Причина похода русских является в любом случае обоснованной: это неспособность пермского князя контролировать всю территорию Перми Великой.
В летописном повествовании в качестве причин похода не называется вина Михаила: говориться о «неисправлении» всех пермяков. Как хорошо известно, рать Федора Пестрого, дойдя до р.Колвы, разделилась: сам Ф.Пестрый пошел вверх по реке к Искору, Гаврила Нелидов отправился к Чердыни и Покче, против князя Михаила. Е.В.Вершинин подмечает: «создается впечатление, что основные силы «пермичей», против которых воевал сам Ф.Д.Пестрый, действовали независимо от Михаила». И если Ф.Д.Пестрый участвовал в столкновении с войском Качи, Бурмота и Мачкина, то Михаил Г. Нелидову никакого сопротивления не оказал. Михаил был отправлен в Москву, а через некоторое время отпущен обратно в Пермь Великую. Весь этот эпизод в большей мере напоминает действия по ликвидации сепаратизма местных племенных старейшин или князьков (каковыми, скорее всего, являлись Коча, Бурмот, Мачкин, Исур и Зырян), нежели поход для установления почтительного отношения князя Михаила к интересам Московской Руси.
В таком случае действительной датой официального вхождения Перми Великой в состав Русского государства стоит считать 1451 г. Несмотря на то, что положение и полномочия Михаила в Великопермских землях не регламентировались какими-либо особыми документами (как регламентировались положение и полномочия Ермолая и Василия в землях Перми Вычегодской – «по грамоте наказной уставной»), Пермь Великая существовала под контролем Москвы, и внутресепаратистские тенденции в ней (характерные для периода становления военной демократии) быстро подавлялись. Статус же Михаила, скорее всего, следует определить в период 1451-1472 гг. как близкий статусу удельного князя.
Следует учитывать также окончательное подчинение Новгорода Москве в 1471 г. В этой плоскости поход Федора Пестрого можно расценивать как демонстрацию необходимости и способности Москвы «навести порядок» в землях, ранее входивших в формальную сферу интересов покоренного Новгорода.
Формирование же иной, централизованной системы управления, стало возможным только после 1497 г. – после того, как принципы этой системы были сформулированы в Судебнике Ивана III.
Необходимо различать политический момент вхождения территорий в состав централизующегося государства, и длительный социально-экономический и культурный процесс интеграции. 1451 г. является знаковой датой, определившей дальнейшие интегративные взаимоотношения Московской Руси и Великой Перми, но сам процесс вхождения пермских земель занимает не одно десятилетие.
Начало христианизации Урала и христианизация Перми Великой
Миссионерская деятельность Стефана Пермского подробно изложена в его «Житии», написанном Епифанием Премудрым в конце XIV в. Деятельность Стефана началась на Нижней Вычегде, затем он переместился в Усть-Вымь, где в дальнейшем была обоснована резиденция пермских иерархов. В Усть-Выме начинается церковное строительство, Стефан, для обеспечения доступности православного учения местным жителям, переводит церковные книги на коми-язык, используя составленную им же азбуку, готовит кадры местного духовенства. В «Житии» отмечена духовная борьба с коми-языческой традицией и ее носителями (одним из центральных эпизодов повествование является противостояние Стефана и «Пама – сотника»), отмечаются и случаи вооруженной конфронтации (нападение язычников на «владычный город Усть-Вымь»). С 1383 г. Стефан начинает возглавлять вновь созданную Пермскую епархию. Этот момент обычно считают временем закрепления земель Перми Вычегодской в составе Московского государства.
В эпоху удельной раздробленности Устюг Великий являлся своеобразным опорным пунктом, из которого шел процесс колонизации окраинных территорий. В 1364 г. «князь великий Дмитрей Иванович всзверже гнев на князе на ростовского Костентина и взял от тово Ростов и Устюг и пермские месты устюгские». Вероятно, деятельность созданной устюгской наместнической администрации распространялась и на вычегодские земли: в «Житии» Стефана есть прямое указание на «дани тяжкие и насильства, и тивуни, и доводщицы, и приставници», распространяемые русскими на зырянские земли. Противоборец Стефана Пам имеет приставку «сотник», что косвенным образом может свидетельствовать не только о его месте в системе местной родовой знати, но и в системе привнесенных административных отношений. Естественно, за небольшое количество лет, прошедших с момента попадания Вычегодских земель в систему Московского государства, до начала миссионерской деятельности Стефана, выстроить стройную систему административных отношений и вписать колонизируемые земли в систему социально-экономическую, характерную для Московской Руси, было невозможно. Территориальные земляческие объединения коми-зырян, существовавшие до середины XV в., перед Москвой представляли выходцы из местной родовой аристократии, получившие статус «сотников». И только в условиях династической войны перед Василием II возникла необходимость централизовать систему управления Перми Вычегодской, что и привело к постановлению на Пермь Вычегодскую в качестве московского наместника Ермолая с сыном Василием.
Обретя во второй половине XIV в. статус полусветско-полудуховной пограничной марки, Пермская епархия создала условия для вовлечения местного населения в экономические, социальные и религиозные отношения, характерные для Московского государства, важным моментом в этот период было привлечение на Вычегодские земли русских поселенцев: в XIV – XV вв. на Вычегодских землях появляются русские и смешанные коми-русские поселения. Начинается процесс активного переноса не только религиозной, но и хозяйственно-бытовой культуры русских: археологические данные фиксируют на вычегодских памятниках жилые и хозяйственные постройки древнерусского типа, русскую гончарную посуду, железные серпы, косы-горбуши, русские украшения и нательные крестики.
Создание Пермской епархии в Перми Вычегодской стало одной из предпосылок дальнейшего распространения христианства на земли Перми Великой. Был наработан опыт миссионерской деятельности в среде населения коми, была создана церковная инфраструктура, обладающая достаточным экономическим и политическим потенциалом для поддержания процесса собственного роста и расширения.
Это в дальнейшем найдет отражение на уровне народного сознания: в фольклорной традиции Стефан Пермский станет крестителем не только Перми Вычегодской, но и Перми Великой.
Первый официальный этап христианизации Перми Великой связан с деятельностью духовных наследников Стефана Пермского – Питирима и Ионы.
Ермолай, назначенный наместником в Пермь Вычегодскую с сыном Василием, и «отпущенный» в Пермь Великую Михаил Ермолич имеют православные имена. Если принять за основу тезис об их пермском происхождении, встает вопрос о времени и обстоятельствах их крещения.
Существующие источники позволяют представить две версии этого крещения. Первая предполагает, что они приняли христианство по уже установленной традиции в землях Перми Вычегодской; вторая предполагает их крещение епископом Питиримом в середине-второй половине 40-х гг. XV в. После рукоположения Ионы в митрополиты Киевские и всея Руси в 1448 г. Питирим «поставлен бысть епискапом Велицей Перми». До этого, с 1444 г. Питирим имел титул епископа Пермского: «лета 6952 поставлен бысть в епискупы Пермские епархия архимандрит Питирим Чудова монастыря. Владыко Питерим привел к святой вере пермяков удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святей храмы тамо создвиг».
За годы епископства Питирим не проводил акта крещения коми-пермяков, кроме поездки 1455 г., которая завершилась гибелью святителя; однако он назван епископом Перми Великой. Вероятно, этот титул он мог получить только в одном случая – крестив князя Великопермских пермяков. Крещение семьи пермских князей прошло накануне назначения Ермолая и Василия наместниками и «отпускания» Михаила в Пермь. Крещение могло выступать знаком преданности пермских князей московскому князю Василию. Быть может, с актом крещения пермских князей связана и поездка Питирима в Москву в 1452 г.: крещение открывало перспективы дальнейшего христианского освоения Перми Великой, что требовало решений на уровне митрополита.
Есть соблазн объяснить титул «епископ Велицей Перми» существованием в границах Перми Великой к концу 1440-х гг. русских поселений: Анфалова городка (возникшего между 1401 и 1409 гг.) и Соликамска (возникшего, по свидетельству В.Берха, в 1430 г.), однако, во-первых, отсутствуют какие-либо сведения о существовании в этих населенных пунктах церквей (однако, религиозные нужды здесь как-то справлялись; уже в состав отряда новгородской дружины во время похода на Югру 1193 г. входил священник; но вероятнее предположить существование в этих населенных пунктах часовен и отсутствие регулярных церковных служб), во-вторых, основанием возведения Питирима в сан епископа Перми Великой была его миссионерская деятельность: «обрати на веру».
Письменные известия о событиях 1450-х – 1460-х гг. в Перми Великой скудны. Вычегодско-Вымская летопись сообщает, что «лета 6963 (1455) приездил владыко Питерим в Великую Пермь на Чердыню крестити к святой вере чердынцов. Тово лета шли на Пермь безвернии вогулечи, Великую Пермь воевали, Питерима идущее с Перми поимали и убили в месте зовемый Кафедраил на реке на Помосе». В исторической науке закрепилось мнение, что поход Асыки 1455 г. был реакцией пелымских князей на мирное присоединение Перми Великой к Русскому государству; в церковной историографии тот же поход показан реакцией на христианизацию края. Как бы то ни было, начиная с этого момента северо-восточная окраина Русского государства подвергается регулярным набегам вогул.
В 1462 г. «поставлен бысть в епискупы Пермские земли владыко Иона. Того же лета владыко Иона добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых крести». Здесь впервые упоминается о начале церковного строительства в Перми Великой. В это время строятся церкви в Чердыни и возводится Богословский монастырь.
После официального принятия крещения Пермью Великой начинается второй этап христианизации коми-населения, характеризующийся становлением православного культа, борьбой с языческими верованиями коми-пермяков и расширением церковного строительства. Верхняя хронологическая граница этого периода определяется концом XVI в.
Ярчайшим документом, характеризующим этот период, является послание митрополита Симона духовенству, мирянам, князю Матвею Михайловичу «да и всем пермичем». Послание содержит наставления, направленные на искоренение языческих пережитков в обрядовой и бытовой сторонах жизни населения Перми Великой и является очередным посланием такого рода в ряду аналогичных посланий епископа Филофея, управлявшего Пермской епархией в 1471-1501 гг. (о них говорится в самом послании Симона: «Да и прежде деи сего Пермьский епископ Филофей неединова посылал к вам свои грамоты о том же»).
В Послании отмечается справление в Перми Великой прежних языческих культов и вплетение в быт и ритуал языческих обрядов. Языческим остается брак, не соблюдаются посты и церковный ритуал. В Послании отмечено, что и священнослужители не придерживаются православного обычая.
Завершение второго этапа иллюстрируется миссионерской деятельностью Трифона Вятского в землях Перми Великой.
Его деятельность известна нам достаточно подробно благодаря «Житию и жительству и отчасти чудеса Преподобного и Богоносного отца нашего Трифона, просиявшего в постных подвизех в странах Вятских во обители Успения Пресвятая Богородицы во граде Хлынове», написанному в период между 1690 и 1764 гг.
Трифон Вятский (до пострижения – Трофим Дмитриевич; ок. 1540, с. Малая Немнюжка Пинежского у. – 08. 10. 1612, Успенский монастырь близ г.Хлынова), преподобный, месточтимый святой русской православной церкви. Родители – отец Дмитрий и мать Пелагея – крестьяне. По достижении совершеннолетия отправляется в странствия, в Усюге встречается с иереем церкви Св. Афанасия Иоанном, ставшим Трифону духовным наставником. Далее отправляется на Урал, в земли Строгановых, в Орел-городок. В течение года он вел здесь жизнь юродивого, ходил в рубище, ночевал на церковной паперти. Проявил дар исцеления. В возрасте 22 лет в Пыскорском Преображенском монастыре принимает постриг и имя Трифона. Занимается миссионерской деятельностью среди языческого населения Прикамья. В устье р. Мулянки срубает остяцкое идоложертвенное дерево, растущее на языческом капище, чем по официальной церковной версии способствует обращению язычников-остяков в православие. После этого возвращается в Пыскорский монастырь, где молитвами восстанавливает иссякшие соляные ручьи, занимается исцелением больных. Отправляется на р.Чусовую, основывает близ Нижних Чусовских городков Успенский монастырь. Случайно поджигает дрова, заготовленные для Строгановских солеварен. По преданию, после этого случая Трифон был пойман людьми Григория Строганова и закован в цепи. Однако сам Григорий впадает в царскую немилость, и только молитва Трифона утихомиривает царский гнев. Вероятно, в «Житии» нашли отражение события, связанные с опалой Семена Аникиевича Строганова. После описанных событий Т. отправляется на Вятку, где основывает Успенский монастырь (1580). Постриг в монахи Григория Отрепьева. В результате интриг был вынужден бежать из монастыря (1600), основал в г.Слободске Богоявленский монастырь. Вернулся в Хлыновский Успенский монастырь незадолго до смерти в 1612 г. В 1684 состоялось обретение мощей преподобного.
Из «Жития» пр. Трифона явствует, что православная церковь начинает вести миссионерскую работу среди иного этнического населения Перми Великой – остяков (хантов).
В ходе третьего этапа христианизации (рамки которого мы определяем концом XVI – первой четвертью XVIII вв.) происходит отказ от политики целенаправленного искоренения языческих рудиментов в верованиях официально христианизированного населения коми; христианизация этого этноса идет по пути замещения культур, происходящих вследствие процесса ассимиляции коми-пермяков русскими; в то же время активно продолжается христианизация территорий как сопутствующий элемент их колонизации в виде расширения и разветвления церковной инфраструктуры, церковного и монастырского строительства, реализации прежде всего экономических интересов церкви во вновь осваиваемых территориях.
Этапы и состав христианизации Перми Великой напрямую связаны с характером колонизационных процессов и общей политической ситуации в стране. В период, когда основным населением края оставалось коренное коми-пермяцкое, процессу христианизации уделялось особое внимание, о котором свидетельствует не только сам ход ранней христианизации и участие в нем епархиальных епископов, но и явный контроль со стороны митрополита (послания Симона). Переход колонизационной инициативы в руки Строгановых, приведший к массовым миграциям русского – христианского – населения в Пермь Великую, вкупе с потерей религиозной инициативы со стороны епархии, привел к прекращению целенаправленной христианизации коми-пермяцкого населения, что создавала основу для существования и развития коми-пермяцкого двоеверия.
Унификация системы управления
События 1505 г. – «сведение» с Великой Перми Иваном III «вотчича своего князя Матвея» с родней и братьями и установка наместником В.О.Ковра, могут трактоваться как приведение системы управления окраинными территориями к общим принципам, изложенным в Судебнике 1497 г. До конца XVI в. – учреждения воеводства в Чердыни, - управление в Перми Великой осуществлялось наместником на основе уставной грамоты, выданной В.О.Ковру в 1505 г. Хотя уставная грамота выдавалась жителям двух городов – Чердыни и Соликамска, ее юридическая сила распространялась на все земли Перми Великой (за исключением земель, полученных Строгановыми в 1558 г.). Разделение «Чердынцы» и «Усольцы», скорее, указывает не на городскую, а на этническую принадлежность населения Перми Великой - это заметил в свое время еще А.Дмитриев. Важным обстоятельством является то, что и те, и другие обладают равными юридическими правами. Уравнивание прав русского и местного населения, на наш взгляд, является своеобразным индикатором степени интегрированности Перми Великой в состав Московского государства.
Уставная грамота определяет состав и функции наместнической администрации. Кроме наместника, в состав администрации входят тиуны и доводчики. Они исполняют административные, судебные, экономическо-фискальные функции. Для ведения судопроизводства привлекаются выборные целовальники и староста из числа «пермяков» (т.е. как коренных, так и русских жителей).
Финансовое обеспечение административного аппарата возлагается на местных жителей; состав «корма» и время его сбора четко регламентируется. Определяется состав и величина пошлин, взимаемых с местного населения, а также судебная вира.
Уставной грамотой регламентируется торговля, при этом исключительным правом пользовались устюжане, вычегжане и вятчане, а торговля с вогулами определяется ограничениями.
В уставной грамоте прослеживаются следы миграционной политики: «А кто дочерь даст за муж на Вологду, и на Устюг, и на Вятку, и наместнику за выводную куницу шесть белок; а в одной волости кто дочерь даст за муж, и наместнику за убрус три белки, а не люба белка, ино за белку две деньги».
В целом уставная грамота соответствует уровню российского законодательства, представленному в Судебнике Ивана III. Местные особенности ее проявляются, прежде всего, в сфере торговых отношений с сопредельными территориями, и определяются общей политической картиной. Уставная грамота призвана развивать связи с русскими землями, связи с еще неколонизированными территориями подлежат особому контролю со стороны местной администрации. Отток населения (женского, репродуктивного) в другие области России целенаправленно усложнен повышенной пошлиной. Декларированное уставной грамотой юридическое равенство представителей различных этносов способствует этнической консолидации и ассимиляционным процессам.
В XVI в. в землях Перми Великой выделяются три уезда – Чердынский, Соликамский и Кайгородский. К концу XVI в. выделяется новый уезд, впоследствии названный Осинским, подчиненный приказу Казанского дворца. Уезды делились на станы, станы, в свою очередь, на погосты. С конца XVI в. на смену наместникам приходят воеводы.
- История урала до конца XIX века
- Содержание
- Введение
- Раздел I древность и средневековье урала
- §1. Ранняя история урала
- (Эпоха первобытности – XV в.)
- §2. Начало русской колонизации урала
- §3. Строгановы на урале
- §3. Духовная культура вотчин строгановых
- §4. Продолжение колонизационных процессов в XVI в.
- Раздел II урал в XVIII – первой половине XIX в.
- §1. Горнозаводская промышленность
- Урала в XVIII- первой половине XIX в.
- §2. Сельское озяйство урала в XVIII в.
- Распределение угодий и средняя душевая обеспеченность ими по губерниям Урала в конце XVIII в.
- Раздел III урал во второй половине XIX в.
- §1. Подготовка и проведение реформы 1861 г.
- §2.Промышленность
- §3. Сельское хозяйство
- §4. Население
- §5. Благотворительность
- Традиционные объекты благотворительности на примере Пермской губернии
- Раздел IV культура урала в XVII-XIX вв.
- §1. Просвещение
- §2. Фольклор. Литература и печать
- §3. Искусство
- §4. Архитектура
- §5. Наука
- Библиографический список