logo search
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.

Образование.

Многие средние школы были преобразованы в гимназии и лицеи с углубленным изучением отдельных предметов. Школа начала утрачивать свои важнейшие социальные функции – обеспечивать каждому равный доступ к качественному образованию и осуществлять нравственное воспитание подрастающего поколения. Отменили монополию учебного книгоиздания и, учебники стали дорогими. Возросло привлечение средств родителей на оплату обучения в специализированных школах и классах, что поставило в неравное положение детей уже на начальной стадии получения образования.

Наблюдается рост интереса молодежи к получению высшего образования. Заметен перевес в сторону гуманитарных дисциплин.

В государственных учебных заведениях было введено образование на коммерческой основе сверх планового набора студентов, что позволило материально поддерживать преподавателей.

В ходе реформы образования было разрешено создание негосударственных структур в области школьного и высшего образования.

Наука и рынок.

С началом реформ в 90-х годах в стране образовались так называемые коммерческие структуры, занятые главным образом ввозом из-за рубежа и распространением вычислительной техники, компьютеров и т.д. Это сыграло положительную роль в ликвидации отставания России от современного уровня оснащенности и использования вычислительной техники, хотя мы значительно 0--продолжаем отставать в этой сфере от США. В США в середине 90-х гг. на 1000 жителей приходится 318 компьютеров, в России – 11.

Отечественные разработки в области вычислительной техники и программного обеспечения были свернуты. Это вызывает закономерные опасения, что Россия превратится в зависимое от Запада государство в такой стратегически важной области, как электроника и вычислительная техника.

Поскольку бюджетное финансирование не позволяет обеспечить нормальное развитие науки, в 90-е гг. появилась новая форма финансирования научных исследований – система грантов, то есть целевое финансирование конкретных лиц для проведения ими конкретных исследований в течение небольшого периода времени. В 1992 г. был создан Российский фонд фундаментальных исследований, предоставляющий на конкурсной основе финансовые средства под научные разработки. Кроме того, существуют и негосударственные фонды поддержки.

Культура в условиях рынка.

Культура оказалась ввергнута в тяжелейший кризис. Исчезла государственная поддержка культуры. Произведения искусства превратились в обычный товар наряду с мебелью и колбасой.

Лучшие представители российской культуры стали выезжать за рубеж. В сложном положении оказались библиотеки, музеи, дома культуры. Уменьшение государственной поддержки привело к резкому спаду культурного обслуживания населения. Пик кризиса отечественной культуры пришелся на 1995 г. Впервые за все время либеральных реформ ассигнования на культуру из федерального бюджета оказались существенно ниже, чем в предыдущие годы. В результате фактически прекратилась работа по пополнению музейных собраний, резко снизились поступления новых книг в библиотеки.

Началась активная замена советской модели культуры новой, рыночной.