Культура руси IX - XIII веков
[здесь карта из файла map4.jpg]
Культура Киевской Руси -- исходная точка и первичная основа культуры
русских, украинцев и белорусов. Киевская Русь создала единый русский
литературный язык; в эту эпоху восточные славяне стали грамотными; эпические
сказания о киевских богатырях X--XI веков дожили на русском Севере до XX
века. Киевская летопись Нестора о первых веках русской истории (1113 год)
переписывалась и при Александре Невском, и при Иване Грозном, дожив в
рукописной традиции до XVIII века.
В эпоху Киевской Руси складывается единая древнерусская народность, от
которой лишь в XIV--XV веках постепенно отпочковались белорусы и украинцы. В
единой Киевской Руси IX--XII веков возникли многие современные нам города и
горожане получили навыки различных профессий и "художеств". В наши дни
культурные люди всего мира любуются гармоничной архитектурой Древней Руси,
проникновенным искусством художников-иконописцев и изощренным мастерством
древнерусских златокузнецов, создателей тончайшего узорочья из золота и
эмали, из серебра и черни...
Можно без всяких натяжек сказать, что культура первого
восточнославянского государства -- Киевской Руси -- вошла составной частью в
нашу современную культуру. Древняя Русь не получила такого богатого
античного наследия, как, например, Греция, Италия, Франция, Испания. Однако
культура Руси вырастала не на пустом месте, и ее истоки идут из глубокой
праславянской и даже еще более ранней индоевропейской древности, когда
впервые было освоено земледелие, создались представления о структуре мира
(правда, еще очень далекие от научного познания), появился большой словарный
запас, облегчавший общение отдельных племен друг с другом, были открыты
последовательно три металла -- медь, бронзовые сплавы и железо, проложены
пути первобытной торговли солью, рудой и изделиями.
Познание природы и мира в целом может быть вполне достоверно определено
по данным праславянского языка: многие названия деревьев, трав, зверей,
птиц, рыб, элементов ландшафта, имена звезд восходят к отдаленной
праславянской поре, а это означает, что в народе происходил на протяжении
многих сотен лет непрерывный педагогический процесс -- старшие поколения
передавали младшим все накопленные и классифицированные знания о природе,
учили их познанию мира, знакомили с обширным словарем выработанных далекими
предками понятий.
Историческое в полном смысле слова понимание культуры средневековой
Руси должно слагаться как из того наследия, которое было получено Русью от
предшествующих эпох, так и с учетом наследия, перешедшего к нам в XX век при
посредстве Киевской Руси как промежуточного звена.
Во втором тысячелетии до нашей эры, когда праславянские племена впервые
консолидировались, обособляясь от общего индоевропейского массива, они уже
обладали и большим словарным запасом (по данным Ф. П. Филина, свыше 20 тысяч
слов!), отражавшим разные стороны их жизни, и разными трудовыми навыками
(строительство домов, земледелие, скотоводство, изготовление орудий труда и
металлических украшений), и сложной системой религиозных представлений. В
числе языковых и культурных предков праславян были племена так называемой
трипольской культуры, находившейся на вершине развития земледельческого
энеолита, "золотого века" человечества.
Новый этап в развитии культуры праславян составило открытие железа,
залежами которого были богаты озера и болота славянской прародины.
Значительное культурное наследие было получено той частью восточных
славян, которая в первом тысячелетии до нашей эры входила в конгломерат
племен, условно называемый Скифией. Племена праславянской части Скифии сами
себя называли сколотами. Сколотские "царства" занимали лесостепную зону
Среднего Поднепровья. Здесь "отец истории" Геродот записал в V веке до нашей
эры целый ряд исторических сказаний праславян-сколотов, отголоски которых
отчетливо сохранились в русских и украинских народных сказках. Это сказки о
трех царствах, о царе золотого царства, герое -- победителе Змея, носившем
солнечное имя Светозар, подобно геродотовскому Царю-солнцу. Промежуточным
звеном между геродотовским эпическим героем и позднейшим сказочным является
герой киевского эпоса X века князь Владимир, которого народные былины
именуют Красным Солнышком.
Приднепровская славянская знать времен Геродота уже проложила
наезженный путь к греческим городам на Черном море, везла туда, в "Торжище
Днепровцев", свой хлеб и приобретала там, в Ольвии, предметы роскоши
греческого изготовления.
Разумеется, до восприятия античной культуры славянами было далеко, но
славяне того времени уже видели какую-то часть этой культуры, ходили по
улицам богатого греческого города, объяснялись с купцами, бывали на
кораблях, закупали продукцию греческих мастерских, присутствовали на
публичных празднествах.
Такое общение с античным миром продолжалось с перерывами около тысячи
лет. В VI веке нашей эры, когда началось великое расселение славян в Европе,
славянские племена разместились почти на всем Балканском полуострове, и в их
руках оказались десятки городов за Дунаем. Это было еще одним шагом в деле
познания элементов античной культуры. Переселенцы, вероятно, поддерживали
связи с родной землей.
Связи славян с внешним миром, с центрами мировой культуры средневековья
значительно усилились в момент зарождения Киевской державы. Сбывая собранную
в полюдье дань на мировых рынках, русские дружинники-купцы большими
флотилиями выходили в Черное море или на Каспий. Флот плыл или до
Константинополя (Царьграда), или по Каспию до южного берега, откуда
караванами, на "вельблудах", добирались до Багдада в Ираке и Балха в
Афганистане. Русы повидали корабли разных морей и разной оснастки, десятки
портовых городов и по полгода торговали в таких крупнейших городах, как
Царьград, Рей, Итиль, Багдад.
В русский язык вошло много греческих и персидских слов, связанных с
торговой практикой. Многие русские купцы знали греческий язык. Об этом мы
можем судить по любопытному факту: в XIX веке коробейникиофени, разносившие
по русским деревням "коробушки" с галантерейным товаром, иногда пользовались
особым, тайным языком, который оказался сильно испорченным за тысячу лет
греческим (!) языком.
Общение с чужими странами, где древние русы видели много разных
диковин, порождало неологизмы, скомпонованные из славянских корней: русы,
ежегодно ездившие в Багдад, доплывали на кораблях до южного берега Каспия, а
далее снаряжали караваны верблюдов и 700 километров двигались по суше на
верблюдах. Так вот, название этого выносливого животного не было
заимствовано ни из арабского, ни из персидского, ни из греческого, а
изобретено, как уже говорилось, самими русами -- "вельблуд", то есть
"многоходящий".
Ко времени далеких заморских плаваний и караванных путешествий, то есть
к IX--X векам, Русь находилась уже на значительно более высоком уровне, чем
во время великого расселения славян. На Руси уже стали возникать города с
ремесленным производством. Плотники и зодчие строили прочные крепости,
кузнецы ковали оружие и орудия труда, златокузнецы украшали русских женщин
узорочьем, гончары готовили разнообразную посуду, косторезы изготавливали
различные изделия из кости -- от гребней и пластин для колчанов и седел до
тончайших иголок для женского рукоделья.
Конечно, далеко не все из того, что было увидено русскими
путешественниками за месяцы пребывания в сказочных заморских землях, могло
быть сразу воспроизведено русскими мастерами, но теперь иноземные вещи стали
уже не только привозным чудом, но и образцом для подражания.
Историческая заслуга Киевской Руси состояла не только в том, что была
впервые создана новая социально-экономическая формация и сотни первобытных
племен (славянских, финно-угорских, латышско-литовских) выступили как единое
государство, крупнейшее во всей Европе. Киевская Русь за время своего
государственного единства успела и сумела создать единую народность. Мы
условно называем ее древнерусской народностью, материнской по отношению к
украинцам, русским и белорусам, вычленившимся в XIV--XV веках. В средние
века ее выражали прилагательным "русский", "люди руськие", "земля Руськая".
Единство древнерусской народности выражалось в выработке общего
литературного языка, покрывшего собою местные племенные диалекты, в сложении
общей культуры, в национальном самоощущении единства всего народа.
Феодальная культура полнее всего проявилась в городах. Но следует
помнить, что средневековый город не был единым -- его население состаштяли
феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские
люди: мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы "корабельных пристанищ",
работные люди, с другой стороны.
Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и
художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры:
крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на
коронах и бармах, корабли с носами "по-звериному" и серебряные браслеты с
изображением русальных игрищ. Мастера гордились своими изделиями и
подписывали их своими именами.
Кругозор горожан был несравненно шире, чем сельских пахарей,
привязанных к своему узенькому миру в несколько деревень. Горожане общались
с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.
Именно они, горожане -- мастера и купцы, воины и мореплаватели, --
видоизменили древнее понятие крошечного сельского мира (в один день пути!),
раздвинув его рамки до понятия "весь мир".
Именно здесь, в городах, посадские люди увлекались веселыми языческими
игрищами, поощряли скоморохов, пренебрегая запретами церкви. Здесь
создавалась сатирическая поэзия, острое оружие социальной борьбы, рождались
гуманистические идеи еретиков, поднимавших свой голос против монастырей,
церкви, а порою и против самого бога. Это посадские "черные люди" исписывали
в XI--XII веках стены киевских и новгородских церквей веселыми, насмешливыми
надписями, разрушая легенду о повсеместной религиозности средневековья.
Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот XI--XV
веков. Эти замечательные документы снова подтверждают широкое развитие
грамотности среди русских горожан.
Русская деревня долгое время оставалась неграмотной, но в городах
грамотность была распространена широко, о чем кроме берестяных грамот
свидетельствует множество надписей на бытовых вещах и на стенах церквей.
Кузнец-оружейник ставил свое имя на выкованном им клинке меча ("Людота
Коваль"), новгородский мастер великолепного серебряного кубка подписал свое
изделие: "Братило делал", княжеский человек помечал глиняную амфору-корчагу:
"Доброе вино прислал князю Богунка"; любечанин Иван, токарь по камню,
изготовил миниатюрное, почти игрушечное веретенное пряслице своей
единственной дочери, написал на нем: "Иванко создал тебе (это) одина дщи";
на другом пряслице девушка, учившаяся грамоте, нацарапала русский алфавит,
чтобы это "пособие" было всегда под рукой.
У нас есть несколько свидетельств о существовании школ для юношей; в
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации