1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
(поражение Юрия Долгорукого, имевшего в гербе льва), и т. п. Одна из таких
пририсовок представляет особый интерес: когда в 1136 году черниговские
Ольговичи начали одну из тех кровавых усобиц, по поводу которых говорили
тогда: "Почто сами ся губим?" -- художник-киевлянин пририсовал на полях
глубоко символичную фигуру воина-самоубийцы, вонзающего кинжал себе в грудь.
Это был как бы эпиграф к повествованию о распаде Киевской Руси.
Владимирский летописный свод 1206 года был не только образцом роскошной
государственной летописи одного княжества -- он отразил в себе
художественную культуру Руси за несколько столетий.
Важным показателем уровня культуры является архитектура. Большинство
жилых построек в городах, укреплений, дворцов и даже церквей строилось из
дерева. Археологические раскопки показали многообразие деревянного
строительства и существование в XI-- XIII веках трех- и четырехэтажных
зданий ("вежи"-донжоны, терема). Многие деревянные формы -- башни,
двускатное покрытие -- повлияли впоследствии на каменное зодчество.
Квинтэссенцией средневековой архитектурной мысли и на христианском
Западе, и на мусульманском Востоке были храмовые постройки. Так было и у
нас. Постройка церкви была рассчитана как на то, чтобы поразить воображение
современников, сделать церковное здание и местом театрализованного
богослужения, и школой познания новой религии, так и на то, чтобы быть
долговечным памятником, связывающим строителей с далекими потомками.
Исследователи образно называют средневековый собор "глубинной книгой"
эпохи: зодчий организует архитектурную форму, которая должна вписываться в
городской пейзаж, а в своем интерьере отвечать задачам богослужения;
живописцы расписывают в несколько рядов все стены и своды здания; мастера
золотых и серебряных дел куют, отливают и чеканят паникадила и церковную
утварь; художники пишут иконы; вышивальщицы украшают тканые завесы; писцы и
миниатюристы готовят библиотеку необходимых книг. Поэтому действительно
каждый такой церковный комплекс является показателем уровня мудрости и
мастерства в том или ином городе.
Долгое время считалось, что древние зодчие строили все на глазок, без
особых расчетов. Новейшие исследования показали, что архитекторы Древней
Руси хорошо знали пропорции ("золотое сечение", отношения типа а:а (корень
из 2) и др.), что им было известно в архимедовской форме л = 66/22. Для
облегчения архитектурных расчетов была изобретена сложная система из четырех
видов саженей. Расчетам помогли своеобразные графики-"вавилоны", содержащие
сложную систему математических отношений. Каждая постройка была пронизана
математической системой, которая определяла формат кирпичей, толщину стен,
радиусы арок и, разумеется, общие габариты здания.
В XII веке типичным становится одноглавое кубичное в основе церковное
здание с плавными закруглениями (закомарами) на верху каждого фасада. На
рубеже XII--XIII веков в связи с появлением в городах высоких
трех-четырехэтажных зданий рождается новый стиль церковной архитектуры:
храмы вытягиваются ввысь, чтобы не утонуть в многообразии городских
строений.
Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские и
евангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательно
помещалось огромное изображение Христа-Пантократора "всевластного", как бы
заглядывающего с неба в эту церковь на молящихся.
Русские художники достигли большого мастерства как в иконописи, так и
во фресковой живописи. Они не только превосходно владели композицией и
колоритом, но и умели передать сложную гамму человеческих чувств. Советские
реставраторы провели большую работу по восстановлению первоначального облика
произведений древнерусской живописи, и в настоящее время весь мир
восхищается работами русских мастеров XI--XIII веков.
Эпоха феодальной раздробленности была временем расцвета культуры вообще
и архитектуры в частности во всех впервые создавшихся суверенных княжествах.
Во второй половине XII и начале XIII века возведено множество
великолепных построек; число храмов в стольных городах достигало многих
десятков. Русь стала полноправной участницей создания общеевропейского
романского стиля, разрабатывая свои локальные варианты в каждом княжестве.
Блестящим образцом русского варианта романского стиля (русская основа,
романские детали) является белокаменный Дмитровский собор во Владимире,
построенный Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века.
Щедрая декоративность Дмитровского собора не мешает восприятию его
красивых и стройных общих форм. Недаром этот собор постоянно сравнивают со
"Словом о полку Игореве" -- там и здесь орнаментальные детали неразрывно
связаны с общей идеей, усиливая, а не заслоняя ее. И там и здесь зрителя или
читателя поражают монументальность и изящество, лаконичность и глубина.
Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие русской архитектуры.
Лебединой песней белокаменного зодчества был Георгиевский собор в
Юрьеве-Польском, весь от земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в
1236 году, но резьба по камню была еще не полностью завершена; на следующий
год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю. Собор разрушился. В конце
XV века любитель книг, летописей и старины В. Д. Ермолин собрал здание из
обломков и тем самым сохранил его до нас.
Живопись Древней Руси тоже достигла высокого уровня. Художники писали
иконы, расписывали по сырой штукатурке (аль фреске) церковные стены,
украшали цветными рисунками (миниатюрами) и затейливыми заглавными буквами
(инициалами) богослужебные книги и летописи. В живописной манере было много
средневековой условности, но сила воздействия искусства велика.
Очень богато было прикладное искусство, узорочье Древней Руси. В Киеве,
Новгороде, Галиче, Смоленске и других городах найдено много мастерских, где
"кузнецы злату и серебру" создавали шедевры ювелирного мастерства. Золотые
украшения, расцвеченные немеркнущей цветной эмалью, тонкие изделия из
серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой, изящная чеканка,
художественная отделка оружия -- все это ставило Русь вровень с передовыми
странами Европы. Недаром немецкий знаток ремесел Теофил из Падерборна (XI
век), перечисляя в своей записке о различных искусствах ("Schedula
diversarum artium") страны, прославившиеся в том или ином мастерстве, назвал
на почетном месте и Русь, мастера которой были известны за ее рубежами
своими изделиями "из золота с эмалью и из серебра с чернью".
Во время нашествия Батыя жители городов прятали свои драгоценности в
землю. До сих пор при земляных работах в Киеве и других городах находят эти
клады, и по ним ученые восстанавливают облик прикладного искусства X-- XIII
веков.
На протяжении нескольких столетий культура Руси развивалась и
обогащалась новыми связями. Уже к концу XI века она достигла уровня
передовых стран Европы, а в XII веке продолжала свое поступательное
движение. Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII века не только
не приостановило развитие культуры, но содействовало ее дальнейшему
расцвету. Все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и
литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее
отрицательные черты еще не проявили себя в полной силе. Татарское нашествие
прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия.
Накануне этой катастрофы безымянный автор начала XIII века написал
великолепное по форме "Слово о погибели земли Русской", где под "погибелью"
подразумевал не окончательную гибель, а "болезнь" феодальных усобиц.
Свидетель кровавой битвы сыновей Всеволода Большое Гнездо, во время которой
гибли тысячи людей (современники вели счет погибшим), автор вспоминает
расцвет Киевской Руси при Мономахе, корит князей, губящих прекрасную страну.
Его гениальные строки о родной земле проникнуты глубоким, искренним
патриотизмом:
О, светло-светлая и украсно-украшена земля Русская!
И многими красотами удивлена еси...
Всего еси исполнена земля Русская!
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации