logo search
Отеч

Вооружённые силы

Соотношение сил сторон к началу войны приведено в таблице ниже[27].

Япония

Россия

Россия (к востоку от Байкала)

Армия мирного времени

180 000

1 100 000

125 000—150 000[28][29]

Вместе с резервистами

850 000

4 541 000

н/д

Население (справочно)

46 000 000[30]

141 000 000[31]

~1 000 000[32]

Российская империя, обладая почти трёхкратным преимуществом в численности населения, могла выставить пропорционально бо́льшую армию. Вместе с тем, численность вооружённых сил России непосредственно на Дальнем Востоке (за Байкалом) составляла не более 150 тыс. человек, причём, с учётом того, что большая часть этих войск была связана охраной Транссиба/госграницы/крепостей, непосредственно для активных операций было доступно около 60 тыс. человек[33].

Распределение российских войск на Дальнем Востоке показано ниже[34]:

К началу войны Транссиб уже действовал, но пропускная способность его составляла лишь 3—4 пары поездов в сутки[24]. Узкими местами былипаромная переправачерез Байкал и забайкальский участок Транссиба; пропускная способность остальных участков была в 2—3 раза выше[35]. Низкая пропускная способность Транссиба означала низкую скорость переброски войск на Дальний Восток: переброска одного армейского корпуса (около 30 тыс. человек[36]) занимала около 1 месяца[37].

По расчётам военной разведки Япония в момент мобилизации могла выставить армию в 375 тыс. человек[38].Японская же армияпосле мобилизации насчитывала около 442 тыс. человек.[7]

Возможности Японии высадить войска на материке зависели от контроля Корейского проливаи южной части Жёлтого моря. Япония обладала достаточным транспортным флотом, чтобы одновременно перевозить две дивизии со всем необходимым оборудованием[38], а от портов Японии до Кореи было меньше суток пути. Надо также отметить, что активно модернизируемая англичанами японская армия имела некоторый технологический перевес перед русской, в частности, у неё к концу войны было существенно больше пулемётов (в начале войны Япония не обладала пулемётами[39]), а артиллерия освоила стрельбу с закрытых позиций.

Флот

Основным театром военных действий было Жёлтое море, в котором японский Соединённый флот под командованием адмиралаХэйхатиро Тогоблокировалроссийскую эскадрув Порт-Артуре. ВЯпонском море,Владивостокскому отряду крейсеровпротивостояла 3-я японская эскадра, задачей которой было противодействиерейдерскиматакам российских крейсеров на японских коммуникациях.

Соотношение сил русского и японского флотов в Жёлтом и Японском морях, по типам кораблей[40][41][показать]

Ядро японского Соединённого флота — включая 6 эскадренных броненосцеви 6броненосных крейсеров— было построено в Великобритании, Франции (броненосный крейсер «Адзума») и Германии (броненосный крейсер «Якумо») в 1896—1901 годах[60]. Эти корабли по ряду тактико-технических данных (скорость, дальность хода, коэффициент бронирования и т. д.) превосходили российские корабли. В частности, японская корабельная артиллерия превосходила российскую по массе снаряда (того же калибра) и техническойскорострельности, вследствие чего бортовой залп (суммарный вес выпущенных снарядов) японского Соединённого флота во времябоя в Жёлтом моресоставлял около 12 418 кг против 9111 кг у русской эскадры в Порт-Артуре, то есть был в 1,36 раза больше[40]. Кроме 6эскадренных броненосцев«первой линии», в ВМФ Японии было ещё 2 более старых броненосца («Тин-Эн», это правильное название, в литературе более 100 лет употреблялось написание «Чин-Иен», германской постройки 1882 г, трофейяпоно-китайской войны, и «Фусо» британской постройки 1877 г).

Стоит также отметить качественную разницу в снарядах, использовавшихся русским и японским флотами — содержание взрывчатых веществ в русских снарядах основных калибров (12, 8, 6 дюймов) было в 4—6 раз ниже[61][62]. При этоммелинит, применявшийся в японских снарядах, по мощности взрыва примерно в 1,2 раза превосходилпироксилин, применявшийся в российских[63][64].

В первом же бою27 января1904 годау Порт-Артура наглядно проявилось мощное разрушительное действие японских тяжёлых фугасных снарядов по небронированным или слабобронированным конструкциям, не зависевшее от дальности стрельбы, а также существенная бронепробивающая способность русских лёгких бронебойных снарядов на коротких дистанциях (до 20кабельтовых)[61]. Японцы сделали необходимые выводы и в последующих боях, обладая превосходством в скорости, старались удерживать огневую позицию в 35—45 кабельтовых от русской эскадры.

Однако мощная, но нестабильная шимозасобрала свою «дань» — разрушения от взрывов собственных снарядов в стволах орудий при выстрелах наносили японцам едва ли не больший ущерб, чем попадания русских бронебойных снарядов[65]. Стоит упомянуть про появление во Владивостоке к апрелю 1905 года первых 7 подводных лодок[66]которые хоть и не достигли существенных военных успехов, но всё же были важным сдерживающим фактором, существенно ограничившим в ходе войны действия японского флота в районе Владивостока иАмурского лимана[67][68].

В конце 1903 года Россией на Дальний Восток были отправлены только что построенные в Тулоне броненосец «Цесаревич» и броненосный крейсер «Баян»; вслед за ними вышли броненосец «Ослябя» и несколько крейсеров и миноносцев. Сильным козырем России являлась возможность снарядить и перебросить из Европы ещё одну эскадру[69], по численности примерно равную находившейся на Тихом океане на начало войны. Надо отметить, что начало войны застало на полдороге к Дальнему Востоку достаточно крупный отряд адмиралаА. А. Вирениуса[70], двигавшийся на усиление русской эскадре в Порт-Артуре. Это ставило перед японцами жёсткие временные рамки, как по началу войны (до прихода отряда Вирениуса), так и по уничтожению российской эскадры в Порт-Артуре (до подхода помощи из Европы). Идеальным для японцев вариантом была блокада российской эскадры в Порт-Артуре с последующей её гибелью после захвата Порт-Артура осаждавшими его японскими войсками.

Суэцкий каналбыл слишком мелок для новейших русских броненосцев типа «Бородино», проливыБосфориДарданеллыбыли закрыты для прохода русских военных кораблей из достаточно мощной черноморской эскадры. Единственным путём для значимой поддержки флота Тихого океана был путь из Балтики вокруг Европы и Африки.