logo search
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

Третьяков Павел Михайлович (1832–1898 гг.)

Богатый купец, любитель и знаток русской живописи. В детстве получил отличное домашнее образование. Повзрослев, помогал отцу в коммерческих делах. После смерти отца семейным предприятием руководила мать, а когда её не стало, Павел взял инициативу в свои руки. С братом Сергеем Павел Третьяков построил несколько фабрик в Костром-ской губернии. Дело имело успех. На фабриках трудилось много народа, предприятие приносило прибыль. В 1865 году Третьяков взял в жены Веру Мамонтову. Вера любила музыку, и так же, как и её возлюбленный, живо интересовалась искусством.

Павел Михайлович Третьяков известен нам, прежде всего как основатель Третьяковской галереи. С чего же началась его тяга к коллекционированию? В 1854 году Третьяков покупал картины у Сухаревской Башни, первыми его приобретениями оказались полотна голландских художников.

Третьяков создал ценнейшую по строгому отбору картин и самую большую по составу (до 1300 картин) национальную галерею русской живописи. В 1973 г. галерея была открыта для всех граждан.

В 1892 г. П. М. Третьяков с братом передали все свое собрание картин и дом, в котором оно располагалось, в дар Москве.

В 80-е гг. XIX в. в галерею приходили интеллигенция, студенты, ученики средних школ; рабочих было мало. Вход для всех был бесплатный. Третьяков тратил сотни тысяч рублей в год на покупку картин. В 1893 г. после посещения галереи царь Александр III решил сделать Третьякова дворянином, но тот отказался, сказав, что купцом родился, купцом и умрет. Одно звание принял – звание почетного гражданина Москвы.

Третьяков собирал картины художников народных: Перова, Репина, Сурикова, Крамского, Максимова и др. Они изображали жизнь рус-ского народа с его страданиями, горем, радостями или осмеивали на своих полотнах попов, помещиков, купцов. Взять картины «Крестный ход на Пасхе в селе Большие Мытищи» Перова или «Крестный ход в Курской губернии» Репина вряд ли кто решился бы за их смелость в обличении. А Третьяков взял. Взял и «Ивана Грозного и сына его Ивана», когда об этой картине ходил слушок, что она – зловредная, направлена против царской власти, что ее следует уничтожить. Такие картины как цар-ские парады, разные патриотические праздники Третьяков не брал. Он любил простую русскую жизнь во всех ее проявлениях.